Еласы — село в Горномарийском районе

Село

Знаменитое марийское село, расположено на правом берегу реки Большая Юнга, в 25 км от районного центра Козьмодемьянска. Марийское название «Йоласал» состоит из имени одного из первопоселенцев «Йолас» и слова «ал / «йал» — «деревня» / «селение».

Общие сведения оселе Еласы

Ниже представлена карта со спутниковыми снимками, рельефом местности и кадастровым делением. В таблицах приведены некоторые сведения оселе Еласы, взятые из открытых источников, список кадастровых кварталов на данную территорию населенного пункта и прилегающую местность.

Погода на 5 дней вселе Еласы

16.04
15:00
8.3°
750
62%
6.9
261°
16.04
18:00
752
68%
6.1
256°
16.04
21:00
5.2°
753
84%
3.8
225°
17.04
00:00
4.5°
755
86%
3.6
225°
17.04
03:00
4.4°
755
82%
2.3
200°
17.04
06:00
755
83%
3.2
179°
17.04
09:00
10.2°
753
62%
6.2
174°
17.04
12:00
13.4°
751
68%
7.4
171°
17.04
15:00
15.3°
749
77%
7
194°
17.04
18:00
15.5°
749
83%
7.4
225°
17.04
21:00
11.5°
751
95%
3.7
283°
18.04
00:00
9.3°
752
95%
4
329°
18.04
03:00
7.1°
754
92%
3.1
339°
18.04
06:00
7.2°
755
87%
1.7
62°
18.04
09:00
7.4°
757
87%
1.6
77°
18.04
12:00
11°
757
70%
3
70°
18.04
15:00
12.6°
757
72%
3.8
84°
18.04
18:00
10.7°
757
84%
4.7
44°
18.04
21:00
8.5°
757
91%
4.5
51°
19.04
00:00
7.7°
757
96%
3.9
51°
19.04
03:00
8.2°
755
95%
3.3
84°
19.04
06:00
10.7°
754
84%
3.3
124°
19.04
09:00
17°
754
55%
6.8
173°
19.04
12:00
19.7°
755
51%
7.2
193°
19.04
15:00
20.2°
755
56%
6.6
190°
19.04
18:00
18.2°
755
64%
7
192°
19.04
21:00
14.1°
757
88%
4.9
197°
20.04
00:00
12.9°
758
81%
7.3
190°
20.04
03:00
10.6°
760
76%
6.5
240°
20.04
06:00
7.8°
762
71%
5.9
223°
20.04
09:00
10°
764
55%
7.6
227°
20.04
12:00
12.4°
765
47%
7.7
227°
20.04
15:00
13.6°
766
39%
7.2
226°
20.04
18:00
11.7°
767
51%
4.4
235°
20.04
21:00
768
63%
2.6
227°
21.04
00:00
6.7°
769
64%
1.9
242°
21.04
03:00
5.9°
770
65%
0.5
291°
21.04
06:00
6.2°
770
68%
1.7
21°
21.04
09:00
10.5°
770
53%
2.8
51°
21.04
12:00
14.3°
769
39%
3.7
71°

Примечание: Обновление прогноза погоды производится через каждые 3 часа.

История села Еласы

В архивных документах XVIII века известно под названиями «деревня Эласова» и «выселок Большой Юласов». В ХIХ — начале XX века также называлось «село Старое Чермышево Еласы» и «село Чермышево» из-за того, что это селение с 1827 году стало новым центром Чермышевского церковного прихода, переведенным сюда из отстоявшего в 3 км села Старое Чермышево (современная деревня Чермышево Первое).

Распространенным было и такое название, как «село Еласы, Тятькина», включавшее собственно само село и расположенный рядом «околодок Церковный, Тятькин», ставший со временем составной частью с. Еласы. Название «Тятькина» произошло от марийского слова «Таткансола», связанное с именем первопоселенца «Татка», переселившегося сюда из общины-деревни «Большие Шудермары».

Церковное название «Христорождественское» утвердилось за этим селом с момента постройки здесь каменной церкви в 1827 году. В настоящее время село имеет сложную конфигурацию, в которой четко выделяются три улицы и разделенная оврагом д. Малые Еласы.

Это старинное марийское селение в XVI-XVIII века являлось составной частью общины-деревни «Большая Юл Шудермара» Акпарсовой сотни. Впервые «деревня Эласова» упоминается в 1702 году в одном частно-правовом акте, заключенном между ясачным марийцем из этой деревни Якишем Мурсаковым и Козьмодемьянским посадским человеком Григорием Лукояновичем Замятиным. В 1795 году в «выселке Большой Юласов» было 25 дворов.

По данным 1859 года, в «селе Чермышево (Елас, Тятькина)» при реке Большая Юнга числилось 43 двора (120 мужчин и 125 женщин); в нем находилась православная церковь, сельское училище, квартира станового пристава; на реке Большая Юнга — мукомольная мельница.

В 1897 году в самом «селе Чермышева, Еласы тож» было 19 марийских и русских дворов с населением в 83 человека (28 мужчин и 55 женщин), а в расположенном по соседству «околодке Тятькино» — 45 марийских дворов с населением в 229 человек (114 мужчин и 115 женщин). По данным 1925 года, в «селе Еласы, Таткансола» всего проживало 280 человек.

В административно-территориальном отношении это селение в конце XVIII — начале XX веков находилась в Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда. С 1918 года являлось центром селского совета и волости, в 1924-1931 года — одноименного района Козьмодемьяеского кантона, в 1936-1959 года — обширного Еласовского района, в 1931-1936 года и с 1959 года — одноименного сельского совета Горномарийского района.

Жители селения исстари занимались земледелием, животноводством и различными промыслами. По данным экономических примечаний 1795 года, на крестьянских полях сеяли рожь, овес, пшеницу и другие культуры; жители содержали различную скотину и имели луга, где «покосы хороши»; в свободное от полевых работ время ловили рыбу и охотились на зверей; некоторые имели пчельники и мукомольные мельницы; «женщины упражняются в рукоделиях: прядут лен, поскон; ткут холсты, сукны для себя и на продажу».

В этом же документе отмечалось, что «в выселке Большой Юласов еженедельно по вторникам бывает торг, на который съезжаются из города Козьмодемьянска купцы и мещане с разными мелочными товарами, а из ближних селениев — жители с деревенскими продуктами». В 1859 году сообщалось, что в селе Еласы еженедельно по вторникам проводились базары.

По описанию 1889 года, земельные угодья крестьян села Еласы являлись составной частью общинного владения Чермышевского сельского общества (в 1884 году его жителям с 10 крестьянскими дворами принадлежали 150 десятин земли и 10 десятин. лесов).

Соответственно, в 1889 году земельные угодья крестьян «околодка Тятькино» явились составной частью Юл Шудермарского сельского общества (в 1884 году его жителям с 44 дворами принадлежали 271 десятин земли и 38 десятин лесов). В 1891 году крестьяне села Еласы содержали 4 лошадей, 9 коров, 3 телят, 6 овец, 1 свинью, а околодка Тятькино — 46 лошадей, 7 жеребят, 34 коровы, 46 телят, 102 овцы, 14 свиней и разную домашнюю птицу. Основные полевые работы и уход за домашней скотиной дополнялись различными промыслами.

По данным 1892 года в селе Еласы имелась кузница (построена в 1880 году), принадлежавшая местному крестьянину Андрею Александровичу Масленникову, а на реке Большая Юнга трехпоставная мукомольная мельница (мощность — 25700 пудов размолотого хлеба в год на сумму 514 руб.) и при ней маслобойный завод по производству конопляного и льняного масла (основан в 1880 г., мощность 200 пудов масла на сумму 660 руб. в год; 4 работника), принадлежавший крестьянину Василию Александровичу Полякову из села Емелево.

В 1897 году в селе проживало 2 кузнеца и 8 калашников, выпекавших калачи (4 мужчин и 4 женщин). В 1915 году отмечено наличие таких «промыслов», как слесарный (1 человек), «выделка гнутой мебели» (3 человека), разработка извести (2 человека), печной (2 человека), портняжный (1 человек), плотничный (7 человек), калашный (3 человека).

Один из лучших столяров уезда, уроженец села Еласы, крестьянин Константин Гаврилович Столяров, представил в 1909 году сделанный из ясеня передвижной стол на Казанскую международную выставку. Этим мастерством он занимался с 1899 года, доход составлял 300 руб. в год.

Более 25 лет изготовлением топорищ из клена и яблонь занимался другой участник этой выставки, еласовский крестьянин Егор Игнатьевич Краснов. До этого, в 1866 году, здешний крестьянин Федор Зиновьев представил модель зерносушилки на соискание большой серебряной медали на Казанскую губернскую выставку.

Особое место в экономике самой жизни этого села и всего Козьмодемьянского уезда занимала проводимая здесь базарная торговля. На протяжении более чем трех столетий в конце XVIII-XX века еженедельно по вторникам здесь проводился сельский базар (устоявшееся марийское название «Кышкыжмы пазар»). Сюда съезжалось немало уездных крестьян и горожан. Продавали и покупали такие товары, как хлеб, домашний скот и птицу, мед, пушнину, рыбу, холст, сукно, лапти, кустарные изделия и многое другое.

В 1870 году сумма привозного товара на Еласовском базаре составляла 5612 руб., а продажного — 1919 руб. ; при этом удельный вес привозного «красного товара» был весьма значительным. По данным 1898 года, кроме еженедельных базаров, ежегодно 29 июня в «Петров день» проводился однодневный «Торжок». В базарный и ярмарочный дни особенно бойко работали 2 сельские торговые лавки, 4 торговых ряда, трактир и торговая лавка по продаже вина. В дальнейшем базарная торговля в селе Еласы велась и в XX веке.

О церкви

Еженедельное стечение немалого числа людей явилось одной из важнейших причин того, что здесь, в деревне Большие Еласы, в 1827 году была построена церковь (к этому следует добавить ежегодные старинные массовые катания на санях перед Масленицей), а само село Еласы стало центром Чермышевского прихода. Со временем из этого обширного прихода в 1872 году выделился приход села Емелево, а в 1880 г. — села Картуково.

По описанию 1909 года, каменная церковь села Чермышево (Еласы) была двухпрестольной: главный, в честь Рождества Христова, придел во имя святых апостолов Петра и Павла. В Чермышевском приходе состояли прихожане села Еласы (10 марийских дворов: 14 мужчин и 26 женщин; русских — 3 мужчин и 7 женщин) и марийского села Старое Чермышево (в 3 верстах: 64 двора из 164 мужчин и 154 женщин), деревень и околодков Тятькина, Заовражные Нуженалы, Писералы, Новая, Камакануры, Пиндикова, Нужаналы, Пибайкина, Миняшкино, Юнга Кушерга всего общей численностью в 550 дворов с населением в 2804 человек (1348 мужчин и 1456 женщин).

Священником и законоучителем был Петр Степанович Белокуров, диаконом Алексей Федорович Лебедев, псаломщиком — Викторин Димитриевич Зиновьев. По данным 1898 года, в Еласовской церкви хранился серебряный ковш, подаренный горным марийцам после взятия Казани царем Иваном Грозным. В селе стояли также каменные и деревянные часовни. В дальнейшем, в советское время, 27 июня 1939 года решением властей Еласовская церковь была закрыта, а ее здание передано под культурное учреждение.

Становление образования

В дореволюционное время, в 1846 году в селе Еласы было открыто Чермышевское приходское училище, находившееся до 1866 года в ведении Министерства государственных имуществ. В 1866 году стало называться начальным мужским училищем и до 1917 года было в ведении земства. Чермышевское женское земское училище с перерывами существовало в 1866-1878 годах и 1889-1917 года.

В них в разные годы законоучителями и учителями работали священники и дьяконы М.С. Кроковский, И.М. Кедров, Ф.С. Сокольский, И.Я. Леонов, М.Н. Ястребов, П.С. Белокуров и др., а учителями — выходцы из марийских крестьян Евдокия Андреевна Андреева, Алексей Платонович Григорьев, Прасковья Гурьянова, Иван Анисимов, учителя из числа русских — Клавдий Петрович Гортинский, дочь священника Агафья Павловна Боголюбова и др.

В 1867 году в Чермышевском мужском училище обучалось 32 учащихся (21 мальчик и 11 девочек; 27 мари, 4 русские, 1 чуваш). Недолгое время учителем был местный дьякон Иван Михайлович Кедров. По данным 1897 года, в двух начальных школах обучалось 120 учащихся (70 мальчиков и 50 девочек). Занятия вели 3 учителя; на содержание двух школьных зданий (1 наемное и 1 собственное) земство выделяло 861 руб. в год.

В 1914 году в мужском начальном училище обучалось 52 учащихся. Учителями были Евгений Михайлович Карамышев и Капитолина Ивановна Кузнецова. В женском училище обучалось 50 учащихся, а учителями трудились Мария Андреевна Андреева и Елена Викторовна Смиренская.

В дальнейшем, в советское время в Еласовской 7-летней школе в 1926 году обучалось 149 учащихся (мари — 88,6%; русские — 11,4%), из них — 41 пионер. В школе работало 6 учителей и 2 учительницы. В 1971 году в Еласовской средней школе обучалось 390 учащихся. Среди ее учителей и выпускников немало известных имен и фамилий.

Советское время

В 1919 году в селе Еласы в 38 дворах проживало 184 человека (87 мужчин и 97 женщин), а в 1925 году — 198 человек. В 1920 году имелся прокатный пункт сельскохозяйственных машин и орудий. В 1921 году в селе действовали школы I и II ступеней, волостные отделы народного образования и политического просвещения, библиотека, народный дом. В 1922 году работали 2 кузницы, принадлежавшие Николаю Полякову и Павлу Лезину.

По данным 1924 года, во владении крестьян села Еласы имелось 124,5 десятин пашни, 19,83 десятин сенокосных лугов, 52 рабочие лошади, 8 нерабочих лошадей, 59 коров, 15 нетельных коров, 225 овец, 8 коз, 18 свиней и разная домашняя птица. Из числа 62 крестьянских хозяйств (60 дворов) безлошадными были 9 хозяйств, бескоровными — 12. На 1 хозяйство приходилось 2,08 десятин пашни, на 1 едока — 0,44 десятин. Крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, просо, гречиху. В 1929 году в селе было 66 дворов с населением в 286 человек (130 мужчин и 156 женщин).

В 1924 году в селе открылся пункт по ликвидации неграмотности среди призывников. В этом же году библиотеку перевели в школу-семилетку. В 1924 году было зарегистрировано потребительское общество «Сеятель». В 1926 году в каменном корпусе Еласовской лечебницы был открыт туберкулезный диспансер. В 1926-1927 годах ветфельдшерский пункт был реорганизован во врачебный. В селе в 1929 году были открыты ветеринарно-врачебный пункт и сельскохозяйственные курсы.

В годы коллективизации в 1932 году жителями села был организован колхоз «Крестьянин». Первым председателем колхоза стал А. Петров.
В 1936 году была создана Еласовская МТС. Первым ее директором стал Федор Алексеевич Тихомиров. В 1940 году он был награжден большой серебряной медалью ВДНХ и денежной премией в 3000 руб., а машинно-тракторная станция была удостоена диплома I степени, награждена орденом Трудового Красного Знамени и премией — легковой машиной и деньгами — 10 тыс. руб.

Значение села резко изменилось после создания здесь административного центра Еласовского района (1936 год). Здесь был построен районный Дом культуры, пущена в эксплуатацию салотопка, имелся сельсовет, больница, амбулатория, аптека, ветеринарный пункт, санаторий, Миняшкинский минеральный источник, сельпо, сельмаг, средняя школа, почта, радиоузел на 100 точек, библиотека, сберкасса, хлебопекарня с производительностью свыше двух тонн в сутки и типовая пожарная. Село стало административным и культурным центром района.

Здесь выпускались районные газеты «Большевик корны» и «Ленин знамя». В 1938 году в селе открылся местный санаторий «Миняшкинский источник» для больных легочным туберкулезом, малокровием и другими заболеваниями. В 1943 году на базе санатория был открыт Трудовой интернат общего типа на 140 коек-мест для инвалидов войны. В 1966 году на месте санатория была организована Еласовская психиатрическая больница. В августе 1991 года больница была закрыта.

На фронтах войны из села Еласы сражались 96 человек, из них 47 человек погибли, а 49 человек вернулись домой. Среди них полковник Арсений Кузьмич Иголкин, ст. лейтенант Аверкий Николаевич Михайлов, мл. лейтенант Илья Андреевич Романов, рядовой Леонид Тихонович Милорадов и др.

В годы войны колхозники трудились не только на полях и фермах, но и на лесоразработках и строительстве оборонительных сооружений в Заволжье.

Послевоенные годы

В селе в 1946 году действовали следующие организации и учреждения: райкомы партии и комсомола, райисполком, прокуратура, райсуд, нарсуд, райвоенкомат, роно, сберкасса, райсвязь, райздрав, собес, средняя школа, больница, райклуб, доротдел, заготшивсырье, уполминзаг, баня, сельпо-потребсоюз, леспромхоз, пищедомкомбинат, МТС, райзо, ветлечебница, артель инвалидов «Борец» по изготовлению лыж, артель «Прогресс». Еласовский район просуществовал до 1959 года.

На базе административного здания бывшего Еласовского района в том же году открылась школа-интернат для нуждающихся детей. Она просуществовала до 1975 года. В 1960 году был создан объединенный колхоз «Коммунизм», награжденный в 1970 году юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и ВЦСПС и орденом «Знак Почета».

По состоянию на 01.01.2001 года, в селе Еласы было 227 дворов, в том числе 12 пустующих, с населением в 555 человек (220 мужчин и 335 женщин). В СПК «Еласовский» работали 13 человек, в личных подворьях — 3 человека, на сезонных работах — 29 человек. Жители содержали 75 голов КРС, 17 свиней, 24 овцы и 947 голов домашней птицы.

Памятные факты

Знаменательным событием в истории села и округи стало открытие в 1905 году Еласовской земской больницы с амбулаторией, размещенной в специально построенном здании. Заведующим больницей и одновременно земским врачом в ней работал истинный подвижник народного здравоохранения Николай Николаевич Кондрашов. При нем в 1913 году завершилось строительство здания больницы. В 1915 году во главе местного ветеринарного фельдшерского пункта стоял ветеринар Михаил Павлович Стрелков.

В истории села памятные факты остались и от периода гражданской войны. Больше года в селе Еласы (лето 1918 — осень 1919 г.) жили известные казанские художники Павел Александрович Радимов и Григорий Антонович Медведев, где они открыли воскресную рисовальную школу и написали немало картин с натуры.

В это время в Еласовской трудовой школе II ступени трудился учитель Александр Владимирович Григорьев (в будущем известный художник и государственный деятель), назначенный 16 января 1919 года уездным заведующим по внешкольному образованию. В сельской библиотеке в 1918-1919 годах работали 2 библиотекаря; книжный фонд составлял 2147 книг.

Здесь же, в селе Еласы, 14 мая 1918 года, в базарный день от рук хлебных спекулянтов и кулаков погиб революционный балтийский матрос, участник бурных событий 1917 года в Петрограде, Иосиф Никитич Макаров (1885-1918), уроженец деревни Сиухино Козьмодемьянского уезда.

В селе в разное время были установлены памятники вождю партии и государства В.И. Ленину, балтийскому матросу Иосифу Макарову и воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Фамилии и имена

Уроженцами этого села являются многие замечательные люди. Среди них учительница Еласовской средней школы, заслуженный учитель школы МАССР Валентина Алексеевна Каллистова. В сельской больнице много лет работал участник войны, заслуженный врач России, кавалер многих орденов Меркурий Михайлович Сергеев. Здесь живут писатель-драматург Григорий Семенович Кириллов; очеркист, переводчик, общественный корреспондент Петр Никандрович Кисельников.

Заслуженный работник сельского хозяйства МАССР Виктор Викторович Долгов. Уроженцами села являются Надежда Леонидовна Милорадова, кандидат биологических наук; Надежда Николаевна Атласкина (Петрова), кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела Министерства образования республики.

В селе многие годы трудились известные поэты и писатели Геннадий Матюковский, Никандр Ильяков, Аркадий Канюшков, Николай Кокэн, главный врач Еласовской больницы Софроний Григорьевич Мочалов, в дальнейшем министр здравоохранения республики, и др.

В селе распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Абрамов, Аканаев, Александров, Андреев, Антонов, Артюшов, Барышкин, Блинов, Большов, Васильев, Воскресенский, Гаврилов, Давыдов, Дмитриев, Долгов, Егоров, Емельянов, Жданов, Иванов, Иголкин, Илдушкин, Исаков, Камашев, Катягин, Кириллов, Ковалев, Кольцов, Корнилов, Королев, Коротков, Корчашкин, Кузнецов, Кузьмин, Лукьянов, Милорадов, Михайлов, Никитин, Николаев, Орлов, Осипов, Островский, Остроумов, Павлов, Пайгачкин, Петунии, Попов, Пупин, Роев, Романов, Савельев, Семенов, Сергеев, Сидоркин, Скворцов, Смирнов, Соловьев, Солянов, Степанов, Стрелков, Тараканов, Тимяков, Тихомиров, Ульянов, Успенский, Фадеев, Федоткин, Шатров, Шубаков, Эмянов, Якимов, Яковлев и др.

О личности — Михаил Степанович Кроковский

В дореволюционной истории этого села заметный след оставил видный марийский просветитель середины XIX века Михаил Степанович Кроковский (1812-1864), священник и учитель, автор первого марийского словаря «Упрощенный способ обучению чтению черемисских детей горного населения» (опубликован дьяконом Иваном Михайловичем Кедровым в 1867 году в Казани (2-е издание букваря, 1871 год) и содержательных историко-краеведческих статей, в том числе об истории Спасо-Юнгинского монастыря и участии Козьмодемьянских стрельцов в азовских походах 1695-1696 годов; «Этнографии горных черемис, обитающих Казанской губернии в Козьмодемьянской уезде» (1849 год), «Образцов народной словесности» русского населения уезда и др.

Выходец из семьи козьмодемьянского дьякона, М.С. Кроковский после окончания в 1832 году с отличием Казанской духовной семинарии в том же году был поставлен священником Вознесенской церкви в селе Шапкила (Пертнуры) Козьмодемьянского уезда, где он прослужил до 1841 года. За десять лет своей работы в Пертнурском церковном приходе этот истинный подвижник православной веры, в совершенстве владея языком горных марийцев, активно сочетал работу по переводу «на черемисский язык» церковных поучений с богослужением на марийском языке различных молитв в церкви и миссионерской проповедью вне ее пределов.

Поэтому, священник М.С. Кроковский не случайно в 1836 году был поставлен благочинным (начальником) церковного округа, в ведении которого оказались священно-церковнослужители сельских приходов Козьмодемьянского уезда. За свой ревностный труд по христианскому просвещению горных марийцев он в 1836 году был награжден набедренником, а в 1841 году удостоен «признательности» со стороны казанского архиерея.

Позднее за перевод на марийский язык «Сельского полицейского устава» 1839 году поощрен денежной премией в размере 100 руб. серебром руководством новообразованного Министерства государственных имуществ, в чьем ведении оказались и марийские государственные крестьяне.

Следующий этап жизненного пути М.С. Кроковского приходится на 1841-1864 года и связан с его деятельностью в качестве священника села Чермышево (Еласы) Козьмодемьянского уезда. Несмотря на большие трудности, глава многодетной семьи (с супругой с Елизаветой Алексеевной у Михаила Степановича к 1859 году было 8 детей) находил время не только исправно и ревностно вести церковную и миссионерскую службу, но и культурно-просветительную работу среди прихожан, а также сотрудничать с периодическими изданиями и учеными обществами городов Казани и Санкт-Петербурга.

В статье известного краеведа середины XIX века С.М. Михайлова, опубликованной в 1852 году в газете «Казанские губернские ведомости» под названием «Предания чуваш», отмечалось:

Теперь здешние верховые чуваши, сливаясь постепенно с черемисами, более их просвещенными, оставляют уже языческие свои заблуждения; а о черемисах горных, то есть живущих в Нагорной стороне реки Волги, нечего и говорить: они очень религиозны. В приходах сел Чермышева, Пертнур и Пернянгаш, можно сказать, черемисы религиознее даже русских. Здесь от малого до большого, как мужчины, так и женщины, прилежны к церкви, не пропускают ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не быть у божественной службы в церкви.

На вопрос: отчего так сделались черемисы религиозны, можно отвечать беспристрастно, что посеяли сие семя на добрую землю попечительные духовные их отцы, а в особенности села Чермышева, отец благочинный Михаил Стефанович Кроковский с сотрудником своим Федором Семеновичем Сокольским. У них в церкви иногда читают молодые черемисы, а добрый пастырь Михаил Стефанович сказывает всегда поучения им на природном их черемисском языке, и черемисы слушают слова этого пастыря с благоговением.

По мнению С.М. Михайлова, «для истребления суеверий, а с тем вместе и самоубийств между инородцами» в числе действенных мер необходимо, чтобы местное духовенство «словом и делом» вразумляло им «евангельские истины», давало поучения на природном языке инородцев о догматах христианской религии так же, как действуют в их отношении священники села Чермышева Михаил Кроковский и села Ишак Александр Кречетников и Василий Громов (ныне уволенный), у которых подобных поучений весьма довольно».

Очевидно, что заслуженное уважение со стороны марийских прихожан сыграло не последнюю роль в том, что входе подавления стихийного вооруженного волнения марийских и чувашских крестьян в мае 1842 года в Козьмодемьянской уезде, известного как «Акрамовская война», священник М.С. Кроковский в сопровождении военных сумел убедить «своими увещеваниями» восставших марийских крестьян трех сельских обществ Больше-Юнгииской волости в количестве 3750 душ, «как пастырь их прихода», сложить оружие; после чего последние «изъявили полную готовность к повиновению» и раскаялись «в своем заблуждении».

Богатый жизненный опыт, разнообразная церковно-административная служба благочинного, церковные богослужения и миссионерские проповеди среди марийских прихожан убедили М.С. Кроковского в необходимости приобщения «черемис» к православной вере, начиная с малолетних крестьянских детей. С этой целью в 1846 году в селе Чермышево им было открыто сельское приходское училище, где ежегодно обучалось до 40-50 мальчиков.

В качестве учителя Чермышевского приходского училища М.С. Кроковский работал здесь вплоть до своей смерти в 1864 году. Вместе со своими учениками он проводил опыты по садоводству, вел метеорологические наблюдения, собирал этнографические и фольклорные материалы. Немало времени он уделял составлению «Русско-черемисского словаря», «Черемисской грамматики», «Букваря», необходимых в его учебно-просветительной работе.

Примечательно, что как краевед М.С. Кроковский публиковал свои статьи в «Казанских губернских ведомостях» и сотрудничал с Русским географическим обществом. Его служебная и культурно-просветительная работа была отмечена скуфьею (1843 год), камилавкою (1851 год) и другими поощрениями. В целом творческая биография приходского священника М.С. Кроковского представляется весьма насыщенной и содержательной. Творческое его наследие ждет своих исследователей.

Оцените статью
12gis.ru