Посёлок Дубовский Килемарского района находится в 5,7 км к югу от центра муниципального образования, села Арда. Образован на основе одноименных пристани и станции Дубовая.
Общие сведения опосёлке Дубовский
Ниже представлена карта со спутниковыми снимками, рельефом местности и кадастровым делением. В таблицах приведены некоторые сведения опосёлке Дубовский, взятые из открытых источников, список кадастровых кварталов на данную территорию населенного пункта и прилегающую местность.
Погода на 5 дней впосёлке Дубовский
Примечание: Обновление прогноза погоды производится через каждые 3 часа.
История посёлка Дубовский
В 1930 году в поселке Дубовский был открыт врачебный приемный пункт, в 1932 году построена школа. В 1936 году начал работу кирпичный завод Мартранслеса, был организован промколхоз «Прогресс». В 1938 году в неполной средней школе работали 8 учителей, обучались 254 ученика, в 1946 году — 113 учащихся. В 1939 году в поселке Дубовский проживал 601 человек, в том числе 335 мужчин и 266 женщин. Работали кирпичное производство, сапожная и пошивочная мастерские, пекарня, столовая на 70 человек. В 1943 году в районе поселка обнаружили нефть, по заданию комитета по делам геологии при СНК СССР в этом районе производилась геофизическая съемка.
В 1947 году в Дубовской средней школе обучались 119 учащихся, в 1948 году — 137, в 1949 году — 140. В 1955 году был открыт межрайонный пионерский лагерь. Указом от 31 августа 1956 года к черте рабочего поселка Дубовский были отнесены пристани Карачурино, Заячья, Орехов Яр. Здесь работали механическая мельница, лесозавод. Имелись магазин, столовая, фельдшерско-акушерский пункт, детсад. На личных подворьях жителями поселка содержались 177 коров, 125 свиней, 150 коз и 3 овцы. В 1956 году открылась парикмахерская.
В 1958 году в Дубовском размещался поселковый совет. В 1961 году работали средняя и вечерняя школы рабочей молодежи, больница на 75 коек, столовая, 6 магазинов. В 1963 году в рабочем поселке проживали около 5 тысяч человек. В 1966 году Дубовскому присвоили статус поселка городского типа, к существовавшим ранее учреждениям прибавились ветпункт, сберкасса, больница, музыкальная школа, колхозный рынок, аптека, в клубе установили стационарную киноустановку. В 1967 году проживало 5402 человека.
После закрытия пристани Дубовая большая часть трудоспособного населения перешла на работу в Дубовский лесхоз. При лесхозе в 1968 году был создан крупный питомник, его площадь составляла 20 гектаров. В 1980 году в поселке городского типа Дубовский проживали 1,7 тысячи человек. Имелся телефонно-телеграфный узел, местный радиоузел с 550 абонентами.
В 1984 году поселок преобразовали в сельский населенный пункт. В 1985 году поселок Дубовский — на этот период здесь проживали 440 человек, в том числе 170 рабочих, 80 служащих, — оказался в зоне затопления Чебоксарской ГЭС, население переехало в поселок Визимьяры. Социально-культурные учреждения были закрыты, а здания также перевезены в Визимьяры. В 1987 году рабочий поселок Дубовский передали в административное подчинение Визимьярскому поселковому совету. В 2004 году в незатопленной части поселка Дубовский в 4 дворах постоянно проживали 7 человек, в том числе 4 мужчин и 3 женщины.
История станции Дубовая
Не существующее ныне селение станция Дубовая была основана в 1928 году в связи с окончанием разрубки трассы под будущее полотно железной дороги от пристани Дубовая до деревни Котеново. Работы были начаты в сентябре 1927 года. Лес от разрубки трассы вывозили на лошадях на пристань Дубовая, где на лесозаводе кооперативной артели «Дуб» перерабатывали в пиломатериал, который весной отправляли потребителям в «белянах» («беляна» — одноразовый самосплав без пароходной тяги) по реке Волге. С открытием навигации поступили материалы и оборудование для строительства железной дороги, в том числе первые 3 паровоза, 5 крытых вагонов. В начале июля 1928 года усилиями жителей Отарского, Ершово-Кушергского к Ардинского сельсоветов была проложена сплошная лента железной дороги от берега речки Воложки до станции Дубовая.
С пуском первого паровоза начался второй этап строительства железной дороги: 10 ноября 1928 года закончили строительство железнодорожной линии широкой колеи Дубовая-Мадары, протяженностью 61,3 км, а 28 ноября 1928 года железная дорога была пущена в эксплуатацию. Подвижной состав был увеличен до 150 вагонов. На станции Дубовая работали 6 паровозов, 6 шпалорезных станций, в том числе 2 с тракторным приводом, 4 локомобильных. Число работающих превысило 260 человек. Проектировался выход железнодорожной ветки Дубовая-Мадары на город Йошкар-Олу, но этот проект не был реализован.
В 1931 году на станции Дубовая открыли пекарню Волжского лестрансхоза, а в 1935 году — неполную среднюю школу, в которой обучались 52 ученика, работали 2 учителя, детсад для 43 детей рабочих железнодорожной ветки. В 1939 году в 105 хозяйствах проживали 637 человек, в том числе 328 мужчин и 309 женщин. С 1934 года при Дубовой действовала электростанция железнодорожной ветки Дубовая-Мадары, обслуживавшая железнодорожное депо, службы пути и квартиры рабочих. В 1941 году на станции начали работать мельница, мастерская паровозного депо, участковая амбулатория.
По воспоминаниям старожилов, в июне 1941 года с немецких самолетов, пролетавших по направлению к поселку Юрино, на станцию Дубовая было сброшено несколько бомб, упавших рядом со зданиями школы и электростанции. В 1948 году Дубовая вошла в состав вновь образованного Дубовского поссовета. 19 февраля 1947 года на основании ходатайства рабочих Волжского ленстранхоза станция Дубовая была преобразована в самостоятельную территориальную единицу — рабочий поселок Дубовая. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 23 июня 1956 года селение отнесли к категории рабочих поселков с присвоением наименования рабочий поселок Дубовский.