Сумки — село в Горномарийском районе

Сумки — село в Горномарийском районе

30.01.2017 4 Автор Александр Фадеев

Село Сумки расположено в 4,8 км к северо-западу от административного центра Емешевского сельского поселения Горномарийского района Марий Эл, села Емешево. Село располагается в устье реки Сумка, на правом ее берегу, при впадении в реку Волга. Название села связано с названием реки Сумка. Другое название «село Рождественское» произошло от названия престола Сумской церкви во имя Рождества Богородицы. Это старинное русское селение было основано архиерейскими крестьянами, частично переселившимися сюда из села Покровское и деревни Копани в конце XVII века.

Общие сведения о территории "село Сумки"

В таблице приведены некоторые сведения по населенному пункту "Сумки", взятые из открытых источников.

Наименование параметраЗначение параметра
Номер в ГКГН200052
Известные топонимыСумка
Год основания17 век
РайонГорномарийский
Муниципальное образованиеЕмешевское сельское поселение
ТерриторияЗемли населенных пунктов
Площадь, га2,16
Население, чел2
Почтовый индекс425317

Карта границ
«село Сумки»

Сведения об объектах недвижимости на территории "село Сумки" могут быть размещены в следующих кадастровых кварталах:

Для проведения кадастровых работ обратитесь к кадастровому инженеру!

История села Сумки

По данным 1717 года в Козьмодемьянском уезде в «селе Рождественском, Сумки тож» числилось 33 двора (172 мужчин и 234 женщины), в 1795 году — 95 дворов (292 мужчин и 307 женщин), в 1859 году — 132 двора (401 мужчин и 529 женщин), 1897 году проживало 1259 человек (575 мужчин и 684 женщин), в 1924 году — 1262 человек, а в 1933 году — 1631. В административно-территориальном отношении село до 1779 году находилось в составе Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. По губернской реформе передано в Емангашскую волость Васильского уезда Нижегородской губернии, где находилось до 1918 года. В 1924-1931 годах числилось в Юринском кантоне, позднее в Юринском и Горномарийском районах. С 1918 года являлось центром одноименного сельского совета, с 1928 года — в составе Емангашского сельского совета, а позднее — Емешевского сельского совета.

По социальной принадлежности жители этого села, как и крестьяне села Покровского и деревни Копани, являлись крепостными Нижегородского архиерейского дома. В конце XVII-XVIII веков они обязаны были пахать барщинную десятинную пашню, платить оброк, ловить рыбу, поставлять дрова и выполнять многочисленные повинности в пользу архиерейских властей. В ходе секуляризации 1764 года сумские крестьяне были переданы в управление экономического казначея и стали казенными. Их положение несколько улучшилось, так как им дали вотчинную архиерейскую запашку, выгоны, пастбища, леса. Сами они стали личносвободными, что позволяло более самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность.

Жители села Сумки исстари занимались хлебопашеством, животноводством, и в особенности, лесоразработками и другими промыслами. В конце XVII-XVIII веках. их трудом большой массив Сумского леса был превращен в поля и сенокосы. По описанию приходского священника села Сумки Емангашской волости М.А. Крассова 1848 году, все крестьяне этого села «занимаются хлебопашеством, а именно: сеют рожь, пшеницу, ячмень и овес, лен, коноплю и огородные культуры». Общая площадь земли, находившейся в общинном владении сумских крестьян, в 1916 году составила 1194,9 десятин (удобной — 1055,9 десятин, неудобной — 139 десятин). Близость к Волге и ее притокам, а также к обширным заволжским лесным массивам во многом предопределяла тягу сумских крестьян к лесным промыслам, речному судостроению, бурлачеству и отходничеству.

Особенно это стало заметным в конце XIX — начале XX веков. В это время основным занятием местных жителей стало речное судостроение, работа на пристанях и судах, сплав леса. Плотогонщики из села Сумки сопровождали плоты по рекам Ветлуга и Волга до Самары, Царицына, Астрахани и других городов. Состоятельные крестьяне становились баржевладельцами, записывались в купеческое и мещанское сословие. Из числа местных судовладельцев выделялись А.Г. Солодилов, П.Г. Скочихин, М.Г. Попов, И.И. Филаткин и другие. В начале XX века сумские судовладельцы имели 15 волжских барж, а И.Ф. Саров — буксирный пароходик. Местный житель И.Ф. Мурунов содержал волжский перевоз село Сумки — село Юрино, Карамышево — Юрино (до 1927 года). Для стоянки баржевладельцы имели 2 пристани. Одна размещалась в Тулеево (напротив деревни Малиновка), зимняя стоянка была в Парнях (недалеко от села Емангаши).

По описанию 1848 года, в селе Сумки имелась православная церковь (деревянная была построена в 1713 году, вместо ветхого здания в 1824 году воздвигнут каменный храм). Здесь располагалось сельское училище (в 1824-1828 годах обучением крестьянских детей у себя дома занимался священник М.А. Крассов; 10 июня 1843 года открылась церковноприходская школа (училище); с 1883 года — земское начальное училище. По наблюдениям М.А. Крассова, «что касается до образования и нравственных способностей жителей, то в некоторых замечается, как например, понятливость и сметливость в ремесле, рассудительность, набожность, гостеприимство, благотворение к бедным. Мужчины и женщины многие умеют грамоте, а особенно дети их обучаются в училище в большом количестве и занимаются с должным прилежанием».

Выгодное географическое расположение села Сумки на старинном сухопутном Московско-Казанском (Сибирском) тракте до конца XVIII века и вблизи волжского пути сыграло важную роль в том, что здесь исстари проводились базарные дни и ярмарки. Ежегодно осенью, на Покрова, сюда приезжали купцы, крестьяне-торговцы, коробейники, бакалейщики, лотошники из соседних уездов и губерний. На базарной площади шумел балаган, играла гармонь; народ катался на каруселях и самокатах. Примечательными фактами стали открытия в 1897 году в селе фельдшерского пункта, в 1905 году — почтово-телеграфного отделения (начальник почты — А.С. Евстифеев, телеграфист — М.М. Волков, почтальон — В.А. Барсуков), а в 1915 году — ветеринарного пункта (ветврач — А.В. Ямбиков). Памятным в дореволюционной истории села стал и 1884 год, когда летом из-за большого пожара сгорело 110 дворов и погорельцам вновь приходилось застраиваться.

Советское время села Сумки

В 1921 году в селе Сумки числилось 267 крестьянских хозяйств, из них красноармейских — 56, безлошадных — 205. Они имели 40 сох, 52 бороны, 150 кос, 200 серпов, 3 веялки. В 1920 году в доме М. В. Хорошавиной был открыт прием больных. В 1921 году в селе действовали клуб, изба-читальня, где работали А.В. Кисунин и П.В. Рогова; библиотека, заведующей которой была Екатерина Сергеевна Брусенина. В 1920-1930-е годах действовала промартель «Судостроитель», где занимались постройкой речных судов и деревообработкой. В 1924 году в селе решено было открыть базар, а торговым днем сделать субботу.

В 1925 году Сумская школа стала двухкомплектной. В ней работали учителя А.П. Рогова, О.В. Симулина, В.А. Каменев. С 1938 году школа стала семилетней, директором школы был А.П. Медницкий, в 1941-1945 годах — М.А. Медницкая, в 1945-1950 годах — П.Н. Никитин, в 1950-1956 годах — С.И. Сусоколов, в 1956-1959 годах — В.М. Капустин, в 1959-1960 года — Н.П. Березин, в 1960-1961 года — Т.И. Плахина. С 1962 года школа стала восьмилетней. Долгое время в этой школе проработали учителями А.М. Чикова, Н.Я. Глушкова, Н.М. Кузнецова, В.А. Казакова, В.Я. Чеботаева, Н.А. Гаврилова, В.М. Голякова, А.А. Кисунина, А.Н. Казакова, В.А. Швецова, З.И. Казакова (заслуженный учитель школы Чувашской АССР), С.И. Сусоколов, Н.А. Чикова и др.

В годы коллективизации в 1929 году жители села организовали колхоз «Красный май». Организатором и председателем был В. А. Казаков, впоследствии ставший делегатом I съезда колхозников-ударников в городе Нижний Новгород. В том же году на реке Волга было сильное половодье, из-за чего несколько сельских домов и кузницу снесло водой. Летом 1930 года на поле недалеко от села Сумки посадила свой самолет француженка, которая совершала длительный полет. Почувствовав себя плохо, она совершила вынужденную посадку. Ее повезли в Юринскую больницу. В 1932 году в селе открыли дом для инвалидов и престарелых, где вначале жили 30-40 чел. Под дом инвалидов в 1934 году был передан бывший дом Красина. В 1939 году Сумская церковь была закрыта. Здание превратили в зерносклад. В декабре 1945 году по просьбе 168 верующих прихожан села Богородице-Рождественская церковь вновь была открыта.

В 1959 году колхоз «Красный май» был объединен с колхозом «Юпитер, в дальнейшем вошел в колхоз «Правда», позднее — колхоз «60 лет МАССР». С середины 1960-х годов, в связи с готовящимся запуском Чебоксарского водохранилища, число жителей и дворов селе Сумки стало резко уменьшаться, а с конца 1970-х годов село практически перестало существовать. В настоящее время здесь сохранилась и действует лишь церковь.

В селе Сумки родилось немало замечательных людей. Среди них — ученый-историк А.П. Кознов, проживающий в г. Москва; подполковник, юрист, начальник УВД закрытого города Красноярск-26 Иван Васильевич Голяков; полковник вооруженных сил Н.Ф. Похвалов; летчик И.Ф. Похвалов; заместитель министра сельского хозяйства В. С. Сусоколов; капитан дальнего плавания, начальник Калиниградской флотилии Ю.С. Сусоколов; горные инженеры Михаил Александрович и Владимир Александрович Крысины. Уроженцем села является Григорий Федорович Похвалов, заочно окончивший в 1936 году Казанский юридический институт, работавший в органах юстиции с июня 1929 года. В предвоенные годы являлся заместителем наркома юстиции МАССР, заместителем прокурора Латвийской СССР (январь 1941 года), в годы войны за боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями.

В селе были распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Андреяхин, Березин, Вашурин, Великанов, Володин, Гаврилов, Ганичев, Голяков, Давыдов, Денисов, Доронин, Казаков, Каманин, Кисунин, Костерин, Крысин, Лузин, Похвалов, Сарамбаев, Симаков, Скочихин, Федотов, Чернышев и др.