Пертнуры — село в Горномарийском районе

Пертнуры — село в Горномарийском районе

16.08.2017 0 Автор Александр Фадеев

Село Пертнуры расположено на пригорье в 0,5 км от левого берега реки Большая Юнга и на расстоянии 4,6 км к востоку от административного центра Емешевского сельского поселения Горномарийского района Марий Эл, села Емешево. Марийское название «Портныр» состоит из слов «порт» — «дом» / «двор» и «ныр» — «поле». Другое марийское название — «Церкысир» означает «церковь на берегу/пригорке». В XVI — середине XVIII веков это селение называлось «деревня Ценибекова» (по имени родоначальника «Ценибек» / «Цонибек»).

Общие сведения о территории "село Пертнуры"

В таблице приведены некоторые сведения по населенному пункту "Пертнуры", взятые из открытых источников.

Наименование параметраЗначение параметра
Номер в ГКГН200272
Известные топонимыПортныр, Петнуры
Год основания16 век
РайонГорномарийский
Муниципальное образованиеЕмешевское сельское поселение
ТерриторияЗемли населенных пунктов
Площадь, га27,82
Население, чел102
Почтовый индекс425318

Карта границ
«село Пертнуры»

Сведения об объектах недвижимости на территории "село Пертнуры" могут быть размещены в следующих кадастровых кварталах:

Для проведения кадастровых работ обратитесь к кадастровому инженеру!

История села Пертнуры

В округе села местность изрезана глубокими и сильно заросшими оврагами. Сразу за лесом и оврагом видны деревня Заовражные Пертнуры, а дальше через поле — деревня Запольные Пертнуры и другие деревни, растянувшиеся около реки Большая Юнга.  С открытием в 1752 году православного прихода и строительством в 1754 году деревянной церкви, деревне Ценибекова стала «селом Вознесенским». Одновременно оно называлось «селом Шапкили» (в годы массовой христианизации горных марийцев середины XVIII века крестьяне соседней деревни Шапкили-Кадышево, стремясь не допустить постройки у себя церкви, тайком перенесли крест, поставленный на месте будущего церковного строения в деревню Ценибекова — Пертнуры). В XIX веке это селение также было известно как «село Шапкили, Пертнуры» и «село Вознесенское, Ценибеково Первое, Пертнуры».

Впервые на исторической земле Акпарсовой сотни эта старинная марийская деревня-община под названием «Цонибекова» с 20 ясачными дворами (47 мужчин и 50 женщин) упоминается в 1717 году. По данным 1795 года, в селе Вознесенском, Ценибеково тож было 7 дворов, а в выселках из этого села с названиями «Яков» числилось 10 дворов и «Изынбаев» — 16 дворов. Всего в этой сложной общине проживало 256 человек (121 мужчин и 135 женщин). По данным 1859 года, в селе Пертнуры, Ценибеково, Вознесенское, располагавшемся на знаменитом Московско-Казанском екатерининском тракте («Сибирская дорога», «Владимирка»), имелось 39 дворов (94 мужчин и 77 женщин).

На правой стороне Московского тракта, около Юнгинского моста, располагался «выселок Пертнурские Стоялые Дворы (Шапкили)» с 2 дворами (4 мужчин и 3 женщины), возле которых останавливались длинные вереницы обозов. С тех пор, как обозы пошли вдоль Волги, деревня Стоялые Дворы превратилась в питейные дома. После волостных сходов здесь, по словам современников, «часто собиралась толпа мужиков, пользующихся даровым угощением от кого-либо своих собратьев, освобожденных сходом от какой-нибудь должности или от рекрутов». В 1897 году в селе Ценибеково — Пертнуры было 32 двора (85 мужчин и 83 женщин), а в 1915 году — 28 дворов с населением в 124 человек.

Православный приход

В 1752-1939 годах это село являлось центром Шапкили-Пертнурского церковного прихода. В этом обширном приходе вплоть до второй половины XIX века числились многие селения. В 1885 году из Пертнурского прихода отделился приход села Емешево, а в 1900 году — села Аксаево. По данным 1909 года, в селе Шапкили (Пертнуры) находилась каменная церковь, построенная взамен деревянной в 1828 году на средства прихожан; двухпрестольная: главный, холодный, в честь Вознесения Господня; придел, теплый, в честь Богоявления Господня. Приход состоял из села Пертнуры, деревень и околодков Карамышево, Парастаево, Заовражные Пертнуры, Запольные Пертнуры, Алмандаева, Сиухина, Ценибекова, Ямолина, Елупкино, Большой и Малой Юнги, Вторая Юнга Пернянгаш, Царамайкин, Лявранангер, Потереево, Изинурбач, Чекеева, Замятино, Караево, где числилось 589 дворов с населением в 3371 человек (1644 мужчин и 1727 женщин).

По воспоминаниям уроженца села Пертнуры самодеятельного художника С.С. Максимова, в начале XX века «при въезде в село справа была красивая каменная церковь, двухпрестольная; были зимняя и летняя церкви. Особой красотой отличалось внутреннее оформление летней церкви, высокий купол, красивая многоплановая люстра; блистал алтарь, ажурный с овальными ликами святых. Все в ней было торжественно и красиво… Большими были церковные сады, справа и сзади церкви. Здесь было множество яблонь всех сортов, много вишни, сливы, малины и даже орешки». В 1922 году церковь была передана верующим прихода в «бессрочное бесплатное» пользование. Однако предписанием властей в 1939 году церковь была закрыта и разрушена. На месте церкви и сельского кладбища поставили дом быта и проложили дорогу; предали забвению почти двухвековую историю православного прихода.

Между тем, многие поколения священо-церковнослужителей этого села приложили большие усилия по внедрению основ христианского просвещения среди своих прихожан. Среди них пертнурский священник, православный миссионер, учитель, автор книги «Черемисская грамматика» (изд. в Казанском университете в 1837 году), переводчик Библии на марийский язык (изд. в Санкт-Петербурге в 1821 году), широкообразованный богослов Андрей Данилович Альбинский. Он не только собственноручно рубил священные рощи марийских язычников, но одним из первых среди горных марийцев с 1812 года начал учить у себя дома чтению и письму детей марийских прихожан. Дело христианского просвещения, заложенное здесь А.Д. Альбинским, получило дальнейшее развитие во второй половине XIX века.

В 1861 году открылась Пертнурская церковно-приходская школа (позднее двухклассное училище Министерства народного просвещения); в 1867 году — школа братства святителя Гурия (в 1876 году переведена в село Емешево); в 1876 году — двухклассное земское училище. В 60-70-х годах XIX века в этих школах трудились учителями видные христианские просветители марийского народа Гавриил Яковлевич Яковлев, Иван Яковлевич Моляров и другие. В 1909 году законоучителем в двух пертнурских школах работали местные священники Иван Порфирьевич Преображенский и Николай Александрович Виноградов. По данным 1914 года, в Пертнурском двухклассном земском училище обучалось 135 учащихся (учителя — Борис Яковлевич Халансип, Иван Яковлевич Камерилов, Семен Афанасьевич Сидушкин), а в церковно-приходском училище — 21 учащийся (учителя — Мария Ивановна Преображенская и Михаил Федорович Ключников). В советское время в Пертнурской школе трудилось много учителей-новаторов. Ее выпускники стали известными людьми (историк Г.Н. Крайнов, государственный деятель Е.С. Энин и др.).

Дореволюционное время

Длительное время село Пертнуры являлось административно-территориальным центром сельского управления. В 1797-1921 годах здесь находилось волостное правление обширной Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда. В 1921-1931 годах село было центром Больше-Юнгинского района Козьмодемьянского кантона. В 1918-1936 годах село являлось административным центром Больше-Юнгинского сельского совета, в 1936-1959 годах — Пертнурского сельского совета Еласовского района, с 1959 года отнесено в состав Емешевского сельского совета Горномарийского района.

Хозяйственные занятия крестьян этого села мало чем отличались от занятий жителей соседних деревень. Хлебопашество оставалось ведущим с момента основания этого селения. В XVI-XVIII веках земли пертнурских крестьян числились в Ценибековской земельной даче. В 1889 году пашни, сенокосы, леса жителей села Пертнур совместно с деревнями Заовражные Пертнуры и Запольные Пертнуры составляли одно Пертнурское сельское общество. В 1891 году в селе имелось 17 лошадей, 7 жеребят, 16 коров, 1 бык, 23 теленка, 63 овцы, 1 свинья и разная домашняя птица.

По описанию 1889 года, в селе размещались маслобойный завод русского крестьянина Васильской пахотной слободы Михаила Чернова, где вырабатывалось постное конопляное и льняное масло; кузница местного крестьянина Андрея Александровича Масленникова; две водяные мукомольные мельницы с амбаром на реке Большая Юнга, принадлежавшие жителю села Емелево Василию Александровичу Полякову, занимавшемуся торгово-предпринимательской деятельностью; трактирное заведение крестьянина Андрея Александровича Масленникова из села Еласы, где производилась продажа хлебного вина, водки, наливки и чая; винная лавка (кабак) козьмодемьянского купца Якова Федоровича Бычкова, где торговали хлебным вином и наливками; торговая лавочка крестьянина Андреяна Васильевича Атдаскина из села Емелево Мало-Карачкинской волости, где имелись мелочные и фруктовые товары; тортовая лавочка крестьянина Петра Филиппова из деревни Юнга Кушерга Мало-Карачкинской волости, где торговали различными товарами.

По данным 1898 года, в «селе Вознесенском, Ценибеково, Пертнуры, Шапкили при речке Большой Юнге» с 29 дворами (87 мужчин и 66 женщин) имелись каменная церковь, двухклассное училище Министерства народного просвещения и при нем ремесленный класс, церковноприходская школа, волостное правление, квартира полицейского урядника, фельдшерский приемный покой, центральный деревянный хлебный магазин (амбар), торговая мелочная лавка, два торговых деревянных ряда. Еженедельно проводились базары но средам и торжок в храмовый праздник Вознесения Христова. Заметим, что училище и школа размещались в специальных помещениях; на их содержание ежегодно выделялись 1000 руб. от казны, 310 руб. от земства и 400 руб. от марийских крестьян сельских обществ; в школах обучалось 175 человек (143 мальчика и 32 девочки), а учителей было 6 человек.

Советское время

В 1919 году в селе Пертнуры в 31 дворе проживало 133 человек (61 мужчин и 72 женщины). С 1919 года здесь существовало Больше-Юнгинское волостное потребительское общество. В 1921 году в селе действовала школа, библиотека и изба-читальня. В 1920 и 1921 годах здесь состоялись двухнедельные сельхозкурсы но полеводству и животноводству. В это время при селе имелась водяная мельница на реке Большая Юнга, принадлежащая «сельскому обществу», переданная в аренду Т.С. Долгову. По данным 1924 года, во владении крестьян села имелось 63,62 десятин пашни, 13,47 десятин сенокосных лугов, 14 рабочих лошадей, 2 нерабочие лошади, 29 коров, 4 нетельных коровы, 62 овцы, 13 свиней и разная домашняя птица.

Из числа 25 крестьянских хозяйств (24 дворов) безлошадными были 7 хозяйств, бескоровными — 4. На 1 хозяйство приходилось 2,54 десятин пашни, на 1 едока — 0,62 десятин. Крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, просо, гречиху. В 1929 году в селе было 26 дворов с населением в 102 человек (43 мужчин и 59 женщин). С 1 апреля 1924 года существовало торговое кооперативное общество потребителей «Искра». В 1928 году в селе была открыта средняя школа, но осенью этого же года из-за неосторожного обращения с огнем детей школа полностью сгорела. За 1929 год в селе Пертнуры отмечена Пертнурская учебно-производственная ткацкая школа, где обучение проходили 10 девочек. Своими изделиями школа обеспечивала Козьмодемьянский и Юринский кантоны. В годы коллективизации в 1930 году жители организовали колхоз «Трактор».

На фронтах войны из села Пертнуры сражались 17 человек, из них 8 человек погибли, а 9 человек вернулись домой. Среди них мл. лейтенант Семен Данилович Яманкин, мл. сержант Кузьма Васильевич Маринкин, рядовой Феофан Федорович Акоскин и другие. После войны село оказалось в составе укрупненного колхоза им «Горького», колхоза «Правда», совхоза «60 лет МАССР», КДП «Емешевское». По состоянию на 01.01.2001 года, в селе было 38 дворов, в том числе 4 пустующих, с населением 98 человек (45 мужчин и 53 женщины). В КДП «Емешевское» работали 7 человек, в личных подворьях — 6 человек, на сезонных работах — 1 человек, в учреждениях и организациях — 21 человек. Жители содержали 2 лошади, 23 коровы, 23 свиньи, 15 овец и коз, разную домашнюю птицу.

Фамилии и люди

В селе распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Акоскин, Бакунин, Борисов, Бычков, Гордеев, Егоров, Зиновьев, Игнатьев, Калугин, Капитонов, Коцубаев, Кудряшов, Кузнецов, Маринкин, Наганов, Никитин, Никифоров, Остров, Перцов, Пименов, Русаков, Сидоров, Симолов, Скворцов, Смирнов, Тимофеев, Тораев, Трошкин, Якимов, Яманкин и др.

В свое время в развитие культуры села большой вклад внесла местная интеллигенция — учителя Б.Я. Халапсин и В.В. Баронов, врач Н.Н. Кондратов, открывший Миняшинский источник целебной воды около села Еласы. Церковным хором руководил С.А. Сидушкин, оригинальными были портреты художника А.А. Смирнова. В Пертнурской школе работала заслуженный учитель школы РСФСР Мария Ивановна Халапсина; заслуженный учитель школы МАССР, учительница Надежда Васильевна Эпина, заслуженный работник народного образования республики, учительница Светлана Степановна Федотова и другие.

В селе Петнуры родился и вырос Александр Владимирович Григорьев (1891-1961), талантливый художник, зачинатель марийского изобразительного искусства, просветитель, один из основателей Ассоциации художников революционной России, заслуженный деятель искусств МАССР, действительный член Академии художеств СССР, общественный и политический деятель. Его имя носит Козьмодемьянский краеведческий музей. Здесь родился Алексей Владимирович Баронов (1902-1975), доктор медицинских наук, профессор Ленинградской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, известный специалист в области невропатологии, кавалер ордена Ленина и многих правительственных наград. Уроженцем этого села является Владимир Трофимович Бычков (1920-1946), учитель, поэт-фронтовик, автор статей и активный селькор.