Кокшайск — село в Звениговском районе

Кокшайск — село в Звениговском районе

10.02.2017 0 Автор Александр Фадеев

Село Кокшайск является административным центром Кокшайского сельского поселения Звениговского района и расположено в 20,1 км к северо-западу от районного центра, города Звенигово. Оно расположилось на левом берегу реки Волги — «главной улицы России» — между устьями рек Большая Кокшага и Малая Кокшага на расстоянии 56 км к югу от города Йошкар-Олы. Кокшайск — первый русский город в марийском крае. Он основан в 1574 году, через двадцать два года после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного в 1552 году. Одновременно с городом строилась и первая на марийской земле церковь, которая была открыта в 1575 году.

Общие сведения о территории "село Кокшайск"

В таблице приведены некоторые сведения по населенному пункту "Кокшайск", взятые из открытых источников.

Наименование параметраЗначение параметра
Номер в ГКГН199806
Известные топонимыКокшайский, Кокшайское
Год основания1574
РайонЗвениговский
Муниципальное образованиеКокшайское сельское поселение
ТерриторияЗемли населенных пунктов
Площадь, га318,6
Население, чел937
Почтовый индекс424915

Карта градостроительного зонирования «село Кокшайск»

Сведения об объектах недвижимости на территории "село Кокшайск" могут быть размещены в следующих кадастровых кварталах:

Для проведения кадастровых работ обратитесь к кадастровому инженеру!

Примерный список объектов недвижимости на территории "село Кокшайск"

История села Кокшайск

В первые годы своего существования в разрядных книгах Кокшайск назван «город Кокшага», «Кокшажский город», «новый город в Кокшажском». Марийское название этого города: Какшанла, (Какшан + ла от «ола»). С 1793 года, после постройки нового каменного здания Покровской церкви, село получило название Покровское, затем «село Покровское Кокшайское тож» и «Кокшайск Покровское тож», последнее название встречается в документах до 60-х годов XIX века. Название «Кокшайск» город получил от названий рек Большой и Малой Кокшаги (марийское название — Какшан), между устьями которых он был построен. Профессор А.Н. Куклин считает, что Кокша означает «с корягами», а гидроним га — «река». Таким образом, название села Кокшайск переводится как «находящийся на реке Кокшаге», и поэтому первоначальное название было Кокшажск, затем из-за трудности произношения название превратилось в Кокшайск.

Обстоятельства, связанные с основанием города Кокшайска, таковы: шла вторая черемисская война 1571-74 годов (первая черемисская война была в 1553-57 годах), это движение недавно завоеванного народа было направлено против царских властей, их феодально-крепостнической и национально-колониальной политики. В октябре 1573 года царь Иван Грозный решил направить против мятежных «казанских черемис луговых и нагорных» 5 полков. Повстанцы, узнав о выступлении против них огромного войска, послали в конце 1573 года в город Муром к воеводе Милославскому челобитную с просьбой не винить их и с обещанием более «не бунтовать», исправно нести воинскую службу и платить ясак. Иван IV распорядился выдать всем волостям Казанской земли царские жалованные уставные грамоты. В одной из таких грамот, датируемой 9 февраля 1574 года, в частности, говорится о намерении правительства Ивана IV строить новые города-крепости и «насадить их русскими людьми» с тем, чтобы «укрепить все царство Казанское»: «…и городы, и остроги… ставити».

В ходе реализации этого царского намерения весной 1574 года на левом берегу Волги, между устьями рек Большая Кокшага и Малая Кокшага, был поставлен город-крепость, названный Кокшажским городом или Кокшайском. В «Разрядной книге 1575-1598 годов» сделана следующая запись: «Того же лета (1574 года) посылал государь-царь и великий князь воевод ставить нового Кокшажского города. И были воеводы князь Андрей Дмитриевич Палецкой да Яков Наумов для береженья. А город делали Василий Власьев да Афанасий Есипов. И тое весны город Кокшагу поставили. И царь и великий князь велел в Кокшажском городе годовати воеводе князю Андрею Палецкому да Якову Наумову».

Таким образом, первым воеводой города Кокшайска был князь Андрей Дмитриевич Палецкой. В последующем, до конца XVI века, воеводами здесь были Василий Борисович Сабуров, Иван Федоров сын Елизаров, князь Иван Васильевич Гагин-Великого, князь Василий Буйносов-Ростовский, Василий Петров сын Головин, Ми-кита Петров сын Головин. С основанием города кокшайский воевода подчинялся приказу Казанского дворца, одному из центральных правительственных учреждений, ведавшему территорией бывших Казанского и Астраханского ханств, присоединенных в 1552 и 1556 годах к России. К городу был приписан уезд с марийским и чувашским населением.

История 17 века

Кокшайск не имел посада и состоял по существу из одной крепости. В состоящем из деревянных рубленых стен, башен с въездными воротами, рвов и валов городе располагался военный гарнизон. Большинство его составляли стрельцы. Кокшайские стрельцы в XVII веке привлекались к службе в «дальних местах» — на Дону, в Царицыне, Астрахани, Черном Яру — для защиты южных рубежей России от частых набегов крымских татар, ногайцев, калмыков. В 1631 году, например, при воеводе В.А. Унковском на годовой службе находилось на Черном Яру детей боярских — 5 чел., да «на Саратове 10 чел. стрельцов, да для острожного дела детей боярских — 3 чел., да стрельцов — 10 чел.». Они привлекались и к участию в военных действиях на западных рубежах Русского государства. Например, в 1615 году воевать с поляками и литовцами из Кокшайска ушли с головою С. Мертвым тарханов 5 человек да «с земли» чувашей и марийцев — 104 человека.

Кокшайск в течение почти 190 лет был административным центром уезда, состоявшего из двух волостей: левобережной Чемуршинской, населенной марийцами, и правобережной Сундырской (села Сундырь — ныне Марпосад), в которой проживали чуваши, а с 1719 года еще и третьей — Закокшайской. Для управления городом, а также уездом назначались воеводы, являющиеся начальниками гарнизона и наделенные широкими полномочиями: административными, военными, финансовыми, судебными, полицейскими. Об этом можно судить по наказу царя Михаила Федоровича кокшайскому воеводе А. П. Суровцеву в 1645 году.

В этом наказе нашли отражение основные принципы царской политики по отношению к марийцам в XVII веке. Воевода должен был следить, чтобы не нарушалась государственная монополия на водку — «опричь государева кабака кормчего питья ни у кого не было», запретить торговлю табаком, а за нарушение наказывать. И русским служилым, и татарам, и марийцам насильства никакого не чинить, взяток и подарков ни от кого и ни от чего не брать, ко всяким людям «держати ласку, и привет, и береженье», чтобы они «в Кокшайске измены не завели и никакого дурна не учинили». Тайно выпытывать об измене, виновных в ней сурово наказывать, писать об этом государю, чтобы приставы и толмачи из корысти для себя на марийцев об измене дел напрасных не заводили.

Чтобы проезжие и прохожие никакие люди безъявочно не жили, новоприбылых ясашных людей выискивать и высылать «на старые их ясаки с крепким приставы на их подводах». Чтобы в Кокшайском уезде у татар и у марийцев «никакого вогненного бою, и пороху, и свинцу, и кузнечные, и бронные и никакие серебряные снасти не было». А главное — «государю во всем искать прибыль и ничем государевым не корыстоваться».

В наказе имеются и другие поручения, в том числе и касающиеся пожарной безопасности: «В Кокшайском в летнюю пору учинить заказ крепкой, чтоб в уезде и в остроге и на посаде изб и бань не топили, а на хоромах бы во все лето николи без воды не было; чтоб на посаде и в уезде всякое строение было впредь стоятельно и крепко». Там же добавлено: для выпечки хлеба иметь специальную постройку в отдалении от домов. В XVII веке жители Кокшайска имели повинность поставлять рыбу, а также поставлять соколов царскому двору. Этим можно объяснить происхождение названий Соколиная гора в Кокшайске и Сокольня — выше по берегу на 2 км от села.

В годы смуты начала XVII века отряд восставших был разбит царскими войсками 1 января 1609 года, среди потерпевших поражение были и люди из Кокшайского уезда — чуваши и марийцы. В 1609 году в Кокшайске и Шемурше стоял отряд восставших марийцев в 700 человек под командой сотника Ветлужской волости Аникея Кошакова. Был разработан план соединения с другими отрядами в Царевококшайском уезде для наступления на вятскую сторону. В 1634 году, 9 августа, в окрестностях Кокшайска побывал немецкий ученый-энциклопедист Адам Олеарий. Он во время своего путешествия в Персию (Иран) спускался по Волге на парусном судне. Путешественник писал, что от острова Казина и ниже до Кокшайска «Волга на протяжении нескольких миль везде мелка, так что едва перешли через мели…»

Усиление феодально-крепостнического гнета вызвало со стороны крестьянства различные формы сопротивления. Восстание под руководством СТ. Разина на Волге было поддержано и чувашским, и марийским, и русским населением. Восстанием были охвачены уезды большого района Среднего Поволжья. Из осаждавших Цивильск выделился небольшой отряд, который направлялся в район Сундыря — Кокшайска. Кокшайский воевода П. Кушников распорядился, чтобы русские крестьяне Сундыря отправились «в осад» для защиты.

Но крестьяне отказались выполнить это распоряжение и примкнули к восставшим. Более того, они «прельстили» марийцев, чувашей и русских людей ряда волостей уезда сделать то же самое. Митрополичьи крестьяне села Сундырь, восставшие чуваши и марийцы подошли к Кокшайску, окружили его и держали в осаде в течение трех недель в октябре 1670 года. Руководили осадой старшина Василий Щепин и атаман Филипп Белогуз со товарищи. Но подошедший из Казани отряд царских войск, возглавляемый М. Бараковым, освободил Кокшайск от осады, рассеял повстанцев. В 1685 году пожар в Кокшайске уничтожил значительную часть жилых домов и административных зданий — «присутственных мест».

История 18 века села Кокшайск

Указом царя Петра I-ого в 1709 году в России было учреждено 8 губерний. Этим указом город Кокшайск в качестве административного центра уезда включен в состав Казанской губернии. С 1719 по 1765 годы Кокшайск с уездом входил в состав Свияжской провинции Казанской губернии с волостями Чемуршинская, Закокшайская, Сундырская. Расстояние до центра провинции от Кокшайска было 50 верст. К этой провинции с 1765 по 1779-1782 годы он относился уже как село Царевококшайского уезда. В 1719 году в деревнях Кокшайского уезда было 229 крестьянских дворов.

В 1727 году обер-секретарь сената П.К. Кирилов составил первое экономико-географическое и статистическое описание России, содержащее сведения и о Кокшайске: «Город Кокшайск прежде был деревянный, рубленый, но в 7193 (то есть в 1685) году сгорел, и ныне токмо одни рогатки. Стоит этот город на горе при реке Волге на Ногайской (левобережной) стороне меж устья Кокшаги реки, которая течение имеет из черных лесов. В том городе соборная церковь одна да приходских три, в уезде — две. Итого шесть. Таможня. Кабацкая контора. В них бургомистр и целовальники. Магистрат, в котором бургомистр — 1, ратман — 1, крепостная контора, в ней писец — 1». Город только отстроился, и в 1747 году случился новый большой пожар, уничтоживший почти все постройки.

Другое описание Кокшайска было составлено в 1763-1765 годах подполковником А.И. Свечиным: «Сей город был деревянный немалой величины, но от случившегося в 1747 году пожару как оный город, так и жительские домы, погорели. Купечества никакова нет, а живут разночинцы… Сей город стоит весьма в нужном месте для защишения от разбойничьих партиев, ибо в сих лесах удобнейшее для оных людей место, но сожалительно о том, что никакого бережения оному нет. И пильных мельниц не заведено, почему и доски делаются топорными. Одна церковь деревянная. Обыватели жительствуют: разночинцы, отставные солдаты и бывшие приказные служители, ясашные приписанные к волостям крестьяне, а всего 35 дворов».

По сведениям А.И. Свечина, в городе «живут разночинцы, коих 757 душ, строение ветхое, место низкое и песчаное, виду нехорошего и скучного, лихорадки почти непрерывно продолжающие, в весеннее время кругом оного водой окружает и продолжается июня до половины, а иногда и до конца оного месяца бывает. В уезде чуваш и черемис новокрещеных, тако ж помещичьих 3400 душ». В течение почти 190 лет (с 1574 по 1765 годы) Кокшайск был известен как город и административный центр уезда. Последнюю страницу в его истории закрыла Екатерина II, которая 11 октября 1764 года издала именной указ, предписывающий губернаторам объединять уезды с населением до 10000 душ в один уезд с населением до 30000 человек.

Какой из них сократить, должен был решать казанский губернатор А.Н. Квашнин-Самарин. Он упразднил Кокшайский уезд, а его воеводу Евграфа Галафеева назначил воеводой укрупненного уезда в Царевококшайске своим указом от 3 февраля 1765 года. Казанский губернатор так объяснил свое решение: «А город Кокшайск уничтожить и в нем никакого правительства не определять», потому что «в нем никакого знатного государственного збора и купечества ни одной души не имееца. Хотя же состоит окладной кабацкий сбор до 500 рублей, но та винная главная продажа состоит не в городе, а того же уезда в селе Сундырь.

К тому же в том городе жители, положенные в подушной оклад, находятся только 69 душ». Указ Екатерины II «О составлении Казанской губернии» появился лишь через 16 лет, 28 сентября 1781 года. Он утвердил упомянутое выше решение казанского губернатора. Так Кокшайск был исключен из штата городов, воеводская канцелярия в нем была уничтожена, территория вошла в состав Царевококшайского уезда. Последний кокшайский воевода Е. Галафеев стал управителем-воеводой Царевококшайского уезда и его города.

По-видимому, к этому времени относится легенда о колоколе, рассказанная Т.В. Кораблевой (1869-1953 годы) своей внучке М.М. Ивановой (ныне Никитиной). Когда из Кокшайска повезли церковный колокол в Царевококшайск, он «не захотел» отправляться туда. Довезли колокол на возу до первой грязи (ныне это место от часовенки при въезде в село до железобетонного моста), и без видимой причины он скатился в болото. Как ни пытались поднять — не смогли: веревки рвались. Так и ушел колокол в землю, решив не покидать свой город.

Археологические раскопки показали, что с основания Кокшайска и до лишения его статуса города в нем быстрыми темпами развивались различные ремесла: кузнечное, гончарное, кожевенное, текстильное. Повидимому, развитию этих ремесел, особенно кузнечного и кожевенного, способствовал запрет заниматься этими видами работ местным крестьянам-«инородцам». Им, кроме как в русском городе, негде было доставать орудия труда из металла и выделанные шкуры для одежды и кожу для обуви. Заметим, что в ряде документов конца 60-70-х годов XVIII века Кокшайск по традиции продолжал называться городом. В частности, он именуется городом в источниках времен пребывания Е. Пугачева летом 1774 года в Кокшайске и его окрестностях.

Жители Кокшайска — разночинцы, служилые люди — с 1765 года стали называться отставными: отставной солдат, отставной канцелярист, недалеко то время, когда их вовсе запишут в крестьянское сословие, — отмечает один из источников. В 1764 году академик И. Фальк в записках о своем путешествии дал описание Кокшайска. «Кокшайск стоит на левом берегу Волги между устьями Малой и Большой Кокшаги, в 85 верстах от Казани. В нем имеется одна церковь, а по метрическим книгам 1763 года считалось 145 дворов: в них греческого вероисповедания 48 душ мужского и 56 душ женского пола, и 769 крещеных черемис».

13 октября 1767 года было составлено географическое описание Кокшайска. «В Кокшайске имелась деревянная церковь, дворы бывшей воеводской канцелярии и последнего воеводы, 4 двора канцелярских служителей, двор священника, 30 дворов разночинцев-солдат и бывших ясачных крестьян. Всего 35 дворов деревянных».

Восстание Пугачёва

Пребывание Пугачева в Кокшайске — памятное событие для села. 16 июля 1774 года вошел Емельян Пугачев в Кокшайск, разжалованный в село, в котором уже не было ни гарнизона, ни канцелярии, где «ограждения и валу» никакого не было. Потерпев поражение от царских войск под Казанью в боях 13 и 15 июля 1774 года, Е.И. Пугачев с остатками своего отряда ушел в марийские леса и, переночевав на Кленовой горе, двинулся к Кокшайску. Пополудни в четвертом часу в село вошел авангард войска Пугачева в 60 человек на конях. Человек 15 конных казаков, перехватив выехавшего из села кокшайского попа Данила Кирилова, вернули его обратно и заставили встретить Пугачева с крестами. Поп, надев священническую одежду и взяв крест, вышел и встал у церкви. А граждане встали с хлебом и солью и ждали «царя Петра III», под именем которого выступал Пугачев.

Отставному солдату Д. Кораблеву старший из казаков, «дежур-майор», вручил «царский указ» — приготовить через Волгу перевоз. Д. Кораблев переправился в село Сундырь, ознакомил людей с указом «царя». Но все лодки были затоплены по приказу прибывших из Свияжска сержанта и копеиста. Возвратившись в Кокшайск, Кораблев застал многочисленную толпу, переправляющуюся через Волгу вплавь. Кораблев отдал «царский» указ тому же «дежур-майору». В четыре часа пополудни прибыл Пугачев, который, не прикладываясь ко кресту, проехал мимо к Волге, к перевозу, находившемуся от села с версту. После того вошел он в церковь, а из нее в дом священника. Вечером и ночью Пугачев переправился со своим отрядом на правый берег.

А.С. Пушкин в своей книге «История Пугачева» писал об этом: «…Пугачев устремился к Волге, на Кокшайский перевоз, и в числе пятисот человек лучшего своего войска переправился на другую сторону». «Сего 1774 года, июля 16 числа государственный злодей Пугачев, ехав с толпою своею через город Кокшайск, в соборной церкви он сам, Пугачев, и люди его шайки никто не бывали и никакова злодейства и богохуления не чинили… Сего июля 16 дня имел через реку Волгу переправу… с немалою партиею в Нагорную сторону вплавь на лошадях, а другие — сплотя дранье и лес…» Так говорится в показаниях местных жителей во время их допроса в июле-сентябре 1774 года.

На допросе в Секретной комиссии кокшайский священник Д. Кирилов показал, что его заставили встретить Пугачева «со крестом» под угрозой казни. За встречу Е. Пугачева «со крестом» священник Д. Кирилов был лишен сана на один год. А отставной солдат Д. Кораблев, которого пугачевцы посылали в село Сундырь с «указом царя» о подготовке переправы, был осужден Секретной комиссией к наказанию кнутом и ссылке на вечные работы. В документах этого же года упомянута еще одна фамилия — кокшайца В. Казанцева, отставного канцеляриста. Ему поручалась расстановка пикетов на правом берегу Волги с целью наблюдения за передвижением отставших пугачевцев и их поимки.

К 1793-1797 годам относится следующее описание: «Село Покровское Кокшайское тож… ясашные крестьяне… промысел имеют постоялым двором от проезжающих разного звания людей и большей частью нанимаются для препровождения барж по реке Волге в разные места». В 1793 году в Кокшайске на средства царевококшайского купца И. Ганешина построена каменная Покровская церковь с приделом во имя святого Николая Чудотворца. В 1795 году в селе Покровском, Кокшайское тож, Лушмарской волости по данным V ревизии числилось: дворов — 20, мужчин — 42, женщин — 45 (русские, государственные крестьяне).

12-13 июня 1797 года во время возвращения из сибирской ссылки проплывал по Волге А. Радищев и дал описание Кокшайска: «…В правой, луговой стороне видели Кокшайск… У Кокшайска выходит к Волге бор…» Служители Кокшайской церкви за сто лет с 1740 года до 1842 года добились больших успехов в крещении иноверцев. В этом году ее причт состоял из 4 священнослужителей, а в приходе было 1540 человек новокрещен, кроме русских.

История 19 века

В 1859 году в селе Кокшайске (Покровском) был 21 двор, 90 мужчин и 109 женщин. В 1862 году в Кокшайске формировалось 60 плотов и грузилось 5 судов на сумму 159116 рублей, «из коих лесные плоты оценены в 67332 рубля, на суда гружено дегтя и смолы 26318 пудов на 9562 рубля, дров на 30396 рублей, бревен, тесу и брусьев на 19880 рублей». 16 июля 1869 года ознаменовано пребыванием в Кокшайске цесаревича (наследника престола) Александра Александровича, будущего императора Александра III, во время путешествия по Волге. Будущий император с супругой и сыном, помолившись в церкви, оказали следующие милости: пожертвовали в храм 100 рублей, крестьянам на уплату податей подарили столько же рублей, удостоили посещением дом местного священника, отца И. Спасского, сделали подарок жене его Александре Гавриловне и детям.

Цесаревич оставил собственноручную записку о пребывании в Кокшайске: «16 июля 1869 года посетили дом священника Ивана Федоровича Спасского государь цесаревич, государыня цесаревна и великий князь Алексей Александрович». Этому событию в истории села посвящен иллюстрированный очерк инспектора народных училищ В. Люстрицкого «Цесаревич Александр Александрович в селе Кокшайске в 1869 году», изданный в 1901 году в Санкт-Петербурге. До 1884 года Кокшайск с деревнями Шимшурга и Сулаево входил в Шимшургинское сельское общество, а затем было образовано свое Кокшайское общество.

До 1885 года к приходу Покровской церкви относились село Кокшайск, деревни Шимшурга Царевококшайского уезда и Кокшамары, Сидельниково, Иван-Беляк, Липша Чебоксарского уезда. С постройкой церкви в Сидельникове в 1885 году к новому приходу отошли Сидельниково, Иван-Беляк, Липша. В Кокшайской церкви остались лишь 2 священнослужителя. В 1887 году был обновлен иконостас на средства прихожан. В 1904 году в приходе Покровской церкви состояло 2004 прихожанина.

В 1892 году в Кокшайске проживали 260 душ государственных крестьян, в том числе 120 мужчин и 140 женщин. «Земли в общинном пользовании села Кокшайска состоят: луговой — 199 десятин, огородной — 20 десятин, усадебной — 16, под лесом — 79 и неудобной — 433,1 десятины, а всего — 747,1 десятины. Неудобство местоположения села Кокшайска для жителей заключается в том, что нет пахотной земли, и в большой разлив реки Волги некоторые улицы затопляются талою водою. Главное занятие жителей — рубка, пилка и возка дров по найму лесопромышленников — доставляет им значительные заработки; затем им дают средства рыболовство и огородничество…» Большие разливы в XIX веке были в 1828, 1844, 1846, 1853, 1854 и 1887 годах.

В 1895 году сведения о Кокшайске включены в «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 15 «а»). В 1898 году в селе построено новое здание училища, при котором организован ремесленный класс. Здание было построено в память о пребывании в Кокшайске в 1869 году императора Александра III. Школа стала носить название «Кокшайское имени императора Александра III земское народное начальное училище».

История 20 века села Кокшайск

В 1904 году в Кокшайске было 53 двора, в которых проживал 321 человек (153 мужчины и 168 женщин). Тогда же Кокшайск был передан от Большешигаковской волости Царевококшайского уезда в состав Посадско-Сотниковской волости Чебоксарского уезда. В этом же году казанский геолог П. Кротов открыл кокшайскую стоянку эпохи камня, произвел на Барской горе раскопки и в следующем году опубликовал статью о полученных результатах. По сведениям П.А. и А.И. Кораблевых, в 1905-1906 годах была разобрана деревянная колокольня и возведена новая каменная. Кирпич для строительства возили из Марпосада на санях прихожане. Строили вятские мастера подрядчика Суслова из Санчурска.

В 1909 году на 59 дворов приходилось 752,1 десятины, а земли усадебной и огородной — 17 десятин, сенокосы — 182,1 десятины, леса — 79 десятин, остальное — неудобная земля. В 1910 году при этом же количестве дворов имелись 51 корова, 82 головы крупного рогатого скота, 64 овцы, лошадей с 4-х лет — 46, лошадей до 4-х лет — 54. На каждое хозяйство приходилось более трех десятин заливных лугов. Имея такую площадь лугов, можно было увеличить количество скота. Но некоторые сдавали в аренду луга, так как они занимались отхожими промыслами — нанимались матросами на суда, лоцманами для проводки плотов, шкиперами на баржи.

На первую мировую войну, начавшуюся в 1914 году, из Кокшайска было взято в армию немало мужчин, в том числе и неженатых, многие из них погибли. В августе 1915 года в Кокшайске готовились к приему большой партии беженцев. Для них были оборудованы фельдшерский и питательный пункты. При содействии местного священника население встречало беженцев. Отсюда их отправляли группами по 25-30 человек в Царевококшайск, Таир, Студеную. В Кокшайске осталось несколько семей беженцев, но Кокшайская община их не приняла в свой состав: иначе пришлось бы делиться с ними площадью земли — лугов и леса. Приезжие поселились на берегу озера ниже села возле Соколиной горы. После войны они уехали, осталась только одна семья Кологривовых.

Кокшайцы, не мобилизованные на войну, по-прежнему занимались традиционными видами занятий: рубкой, вывозкой, сплоткой и сплавом леса. Учебная мастерская при Кокшайском начальном народном училище имени императора Александра III стала выпускать новую продукцию — ящики для снарядов. В 1917 году в Кокшайске не стоял вопрос смены власти — ее в селе не было. Все решалось в Посадско-Сотниковской волости в Марпосаде и в уездном городе Чебоксары. Когда началась гражданская война, ее дороги пролегали и через Кокшайск. 29 июня 1918 года через Кокшайск в Казань проследовала Марийская добровольческая рота (в количестве 111 человек) во главе с командиром А.С. Захаровым для помощи Красной Армии в борьбе с белочехами.

В конце августа 1918 года в Кокшайске высадились 1-й Латышский и 1-й Нижегородский рабочий полки, направлявшиеся в Царевококшайск для восстановления советской власти. По словам старожилов П.А. Кораблева (1898 г.р.) и Н.П. Лебедевой (1903-2003), 1-й Латышский полк после высадки с парохода был расквартирован в домах сельчан. У П.А. Кораблева был «полон двор кавалерийских лошадей», у военных были и трехдюймовые пушки.

1921 год запомнился кокшайцам своим сухим летом и большими пожарами. Лес горел в Кораке, за Таиром, на Пучине. Горели болота. На тушение пожаров были мобилизованы жители села. В начале 20-х годов оживилась работа в лесу и на сплаве древесины. У новой власти — новый метод управления. По словам старожилов, «стали привлекать вообще население, не имеющее отношения к сплаву, к ликвидации заторов плотов и моли (бревен) на Кокшаге, к сбору оставшихся на берегу бревен от молевого сплава. Особенно часто привлекалась к авральным работам молодежь и девчонки 18 лет — катать бревна».

До 1925 года Кокшайск входил в состав Посадско-Сотниковской волости Чебоксарского уезда Чувашской автономной области. 28 октября 1923 года были проведены выборы Кокшайского сельского совета. В 1925 году он перешел от административного подчинения Чувашской АО к Марийской АО и, сохраняя свой Кокшаискии сельсовет (район), вошел в Звениговский кантон.

Председателями сельсовета избирались Н.Н. Чумаров, Н.П.Лебедев, СМ. Зайцев, Е.Н. Казанцева, И.П. Чумаров. Но мирские хозяйственные вопросы (пастьба скота, о загораживании кварталов для пастьбы, о сенокосе) решались в общине. В 1930-е годы в одно лето у сельчан появилось желание поработать «в колхозе»: все луга косили вместе, высушивали сено, складывали в скирды, стога, поставили весы в воротах при выезде с лугов и сено распределяли по весу. Весело, интересно, но хлопотно. Конечно, в селе колхоза не было, так как все население работало в лесных и других организациях.

В 30-е годы с Покровской церкви села Кокшайска кресты и купола были сняты, иконы сожжены, священник о. Валентин Троицкий был арестован. Он умер в заключении. В 1948 году бывшие прихожане собрали 706 подписей с просьбой открыть церковь. Весь ремонт они обещали взять на себя, но не были услышаны. В 30-е годы в селе были репрессированы более 10 человек. Из них А.Г. Цеберябий, — старший лесничий Кокшайского лесхоза, был осужден в 1938 году к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Директор сплавконторы М.Я. Семенов, рабочие Е.М. Чумаров, А.Т. Зайцев, жена Г.А. Кораблева, домохозяйка-латышка, бухгалтер Коханидзе, И.М. Гущин, Е.М. Чумаров, М.П. Чумаров, СМ. Чумаров и другие были арестованы. Никто из них не вернулся. Был раскулачен многодетный Алексей Александрович Никитин (все имущество и дом отобрали, но самого оставили в селе).

Военное время

Вот что рассказал о его первых месяцах А.Ф. Михайлов: «Начало Великой Отечественной войны я встретил в должности парторга обкома Большекокшагского леспромхоза. Продолжалась наша основная работа по заготовке и сплаву леса, но дисциплина стала строже, законом разрешалось привлекать к ежедневным сверхурочным работам от 1 до 3-х часов. Я как политрук запаса Звениговского райвоенкомата с сентября 1941 года был назначен еще и комиссаром призывного учебного пункта Кокшайского сельсовета. Осенью 1941 года получил еще поручение: был назначен комиссаром строительного батальона Кокшайского участка от устья реки Большая Кокшаги до устья реки Малая Кокшаги по строительству оборонительных сооружений на левом берегу Волги.

Руководили работами военные инженеры. В Кокшайском батальоне было 600 человек мобилизованных мужчин и женщин из северо-восточных районов Марийской АССР. Была на мне еще должность комиссара истребительного батальона при Болылекокшагском леспромхозе. На 5 участках ЛПХ — отдельные взводы с комвзводами, на больших участках — роты с комротами. Истребительные батальоны были созданы по решению райкома партии, райисполкома и райвоенкомата для уничтожения парашютистов противника. Оружие: 10 трехлинейных винтовок, 30 берданок у своих охранников, охотничьи ружья — всего около 70, пистолеты — у командира батальона Ф.С. Гайдова, директора леспромхоза, и у меня. На мне лежали также обязанности ответственного по сбору теплых вещей для бойцов Красной Армии, ответственного за радиослушание (личные радиоприемники у хозяев и учреждений были реквизированы). К приемнику радиосети никого, кроме ответственного, не допускали. В Кокшайской радиосети было оставлено 5 радиоточек.

С начала войны проводились воскресники по сбору аварийных дров от молевого сплава для семей воинов-фронтовиков. Собрали 500 кубометров дров, большую часть доставили в семьи на телегах и санях». Ударно работали лесозаготовители и сплавщики над выполнением плана. Кроме этого, в помещении сушилки лесхоза и в жилом доме №16 по Школьной улице (ныне Заводская) изготавливали для армии снегоступы, кольца к лыжным палкам. Работали в основном подростки. Что ни день, то больше уходило на фронт лесорубов. На заготовку леса отправлялись женщины и подростки.

В условиях войны в связи с временной оккупацией Донбасса и Московского угольного бассейна, резким сокращением поступления нефти из Баку значение дров возросло. Перед лесозаготовителями республики была поставлена задача по обеспечению дровами нужд железнодорожного и водного транспорта. Предприятиям треста «Маритранлес» семь раз присуждалось Красное Знамя ВЦСПС и Наркомата путей сообщения СССР. Во всех достигнутых успехах был и достойный вклад тружеников леса из Кокшайска.

В годы войны из Кокшайска в армию был призван 101 человек. Кокшайцы наравне со всем советским народом в годы войны жертвовали в фонд обороны деньги, вносили рубли по подписке на заем, приобретали билеты денежно-вещевой лотереи, собирали средства на строительство танковых колонн и самолетов, вязали теплые носки и рукавицы для фронтовиков. За проявленный героизм на фронтах Великой Отечественной войны многие среди кокшайцев были отмечены правительственными наградами.

Уроженец села морской летчик-истребитель М.М. Кологривов (1919-1964) удостоен звания Героя Советского Союза 5 ноября 1944 года. Воевал он с первого дня войны — с 22 июня 1941 года. Гвардии капитан М.М. Кологривов к середине июня 1944 года совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолет противника. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию, с 1957 года — подполковник запаса, жил в Одессе. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Его именем названа центральная улица Кокшайска.

На защиту Родины были мобилизованы все мужчины призывного возраста, годные к службе, а также женщины. Ушла добровольно в армию В.Н. Казанцева (в замужестве после войны — Неелова) и на Северном флоте служила связисткой. Боевой путь Г.Н. Никитиной (после войны — Шестерякова), зенитчицы бронепоезда, проходил не только по нашей стране, но и в Польше. Начальник полевого госпиталя Ф.С. Просвирнина дошла до Берлина и расписалась на стене рейхстага. Была военфельдшером О.С. Семенова. Участвовали в войне и В. Бердникова, А. Иванова, А. Александрова, П. Дундукова, М. Забродина, Н.М. Лебедева, А. Толмачева (москвичка). В Великую Отечественную войну погибли 50 кокшайцев, 52 человека были награждены орденами и медалями.

Послевоенное время

В 1954 году в связи с укрупнениями сельсоветов Кокшайск вошел в состав Кокшамарского сельсовета, в 60-е годы — в состав Шимшургинского сельсовета. С 1971 года был восстановлен Кокшаискии сельсовет и передан в административное ведение Йошкар-Олинского горисполкома. В 1974 году Кокшайск передали в подчинение Заводскому району Йошкар-Олы, а с ликвидацией деления города на районы — снова в ведение Йошкар-Олинского горисполкома, в настоящее время — Администрации города Йошкар-Олы.

Председателями сельсовета с 1971 года работали И.П. Якимов, Н.А. Кологривова, А.В. Лаптев, Н.А. Смелова. Местная власть в Кокшайске называлась сельским советом и состояла из депутатов, которые избирали из своего состава исполком сельсовета во главе с председателем (штат: председатель, секретарь, инспектор по налогам). С 1992 года Кокшайский сельсовет переименован в Кокшайскую сельскую администрацию, руководимую главой администрации. С марта 2001 года Кокшайская сельская администрация была реорганизована в Кокшайское территориальное управление администрации Йошкар-Олы. Начальник управления назначается главой администрации города Йошкар-Олы.

Особенности постройки жилых домов и других строений бросались в глаза еще 30-40 лет назад у старых усадеб. Лет 70-100 назад самой удобной для того уклада жизни считалась такая планировка: передний дом — рубленые сени — задний дом. К 2000 году таких домов сохранилось — 3 (на ул. Почтовой дома 1, 3, 4), а сейчас — 1. Раньше люди работали на рубке, вывозке леса, на сплаве — нужно было сушить одежду, обувь, сбрую, если держали скот — готовили пойло. Для этого — задняя изба, туда проходили через сени. Передняя изба — для кухни, отдыха, праздников. С изменением уклада жизни вместо описанных выше строений стали строить пятистенные избы.

В 2001 году в Кокшайске имелось скота: коров — 138, крупного рогатого — 197 голов, свиней — 140, овец — 91, лошадей — 3, неучтенное количество коз. А всей земли, включая и площади под постройками, — 135,08 га. Сейчас не хватает земли для выпаса скота, нет сенокосных угодий. Бывшие кокшайские луга (а также и огороды) застроены базами отдыха и дачными кооперативами. В 50-е годы луга кокшайцев были переданы колхозам и совхозам, а они отдали их базам отдыха за арендную плату. Оставшись без большей части своей земли, Кокшайск арендует незначительные незанятые площади бывших своих лугов у Звениговского района. Владельцы скота также арендуют под пастбища земли у лесхоза. Невысокая зарплата, низкие доходы у населения вынуждают кокшайцев держать скотину даже в неблагоприятных условиях.

Часть жителей держит скот, на 2003 год личных подсобных хозяйств было 180, держали коров — 100, свиней — 30, овец и коз — 52, птиц — 445. Последняя лошадь продана в 2003 году. 540 хозяйств имеют садово-огородные участки, средний размер участка на одно хозяйство — 800 кв.метров. Выращивают картофель, чеснок, лук, капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, тыкву, бобы, помидоры, некоторые — сладкий перец и баклажаны, а в дачном кооперативе «Волгарь» есть виноград. Большинство домов в селе традиционно бревенчатые, одноэтажные с двускатными шиферными крышами, есть с шатровыми крышами, крытые железом. Кирпичные дома в 1-2-3 этажа строят дачники на участках, купленных у сельчан. Появилась новинка — два дома покрыты черепицей. Несколько новых кирпичных домов украшены башенками. 10 домов имеют резные наличники.

На начало 2004 года в Кокшайске имеется 15 улиц: Больничная, Заводская, Зеленая, имени Кологривова, Лесная, Луговая, Майская, Молодежная, Набережная-1, Набережная-2, Нагорная, Почтовая, Сосновая, Сплавная, 60 лет Октября, а также 2 переулка — Клубный и Песчаный. Основные улицы в селе заасфальтированы — Больничная, Заводская, имени Кологривова, основная часть Луговой и Майской, Набережная-1, Почтовая; проезжая часть покрыта бетонными плитами на улице Зеленой и щебенкой — на улицах Лесная, Молодежная, Нагорная, Сосновая, Сплавная. Грунтовые улицы — 60 лет Октября, Набережная-2 и переулки Клубный и Песчаный. Покрыта асфальтом площадь рынка под открытым небом в торговом центре у автостанции, две площадки разворота автобусов при пристани.  В Кокшайске 8 магазинов, рынок под открытым небом, одна столовая, дом культуры.

Понравился материал. Кликни в соцсети!
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •