Важнангер — деревня в Горномарийском районе

Деревня

Находится на исторической земле Аказиной сотни на расстоянии 8 км от села Виловатово и 33 км (через это село) от районного центра. Расположена на левом возвышенном овражистом берегу реки Малая Сундырка (Изи Шындыр) и ее левом притоке — левом берегу реки Важнангерка.

Ее начало является устьем двух небольших безымянных речек, вытекающих из двух радиально расходящихся от этого устья оврагов, известных под названиями Кого Капан Карем (длина около 8 км) и Изи Капан карем (длина около 5 км) с пастбищами и лесопосадками по их склонам, заложенными в 1964 году.

Общие сведения одеревне Важнангер

Ниже представлена карта со спутниковыми снимками, рельефом местности и кадастровым делением. В таблицах приведены некоторые сведения одеревне Важнангер, взятые из открытых источников, список кадастровых кварталов на данную территорию населенного пункта и прилегающую местность.

Погода на 5 дней вдеревне Важнангер

17.04
03:00
5.4°
754
85%
2.3
212°
17.04
06:00
5.8°
754
84%
3.2
173°
17.04
09:00
11°
753
65%
5.4
187°
17.04
12:00
14.6°
751
59%
7
181°
17.04
15:00
15.1°
749
77%
4.1
206°
17.04
18:00
12.9°
749
93%
4.7
268°
17.04
21:00
10.6°
751
92%
4.4
305°
18.04
00:00
753
89%
1.5
271°
18.04
03:00
7.7°
755
91%
1.5
252°
18.04
06:00
7.5°
756
94%
1.9
256°
18.04
09:00
7.8°
758
91%
1.1
357°
18.04
12:00
9.9°
758
76%
2.6
43°
18.04
15:00
11.6°
758
68%
3.4
73°
18.04
18:00
10°
759
80%
3.1
72°
18.04
21:00
8.3°
759
87%
3.7
64°
19.04
00:00
8.1°
758
87%
3.6
75°
19.04
03:00
757
92%
5.1
92°
19.04
06:00
9.5°
755
91%
5
104°
19.04
09:00
17.3°
754
58%
5.9
161°
19.04
12:00
21°
754
45%
6.8
187°
19.04
15:00
22.5°
754
49%
5.7
189°
19.04
18:00
19.5°
754
63%
4.8
168°
19.04
21:00
16°
755
79%
5.9
241°
20.04
00:00
15°
757
82%
5.9
191°
20.04
03:00
11.5°
759
65%
6.8
224°
20.04
06:00
9.2°
761
69%
6.3
218°
20.04
09:00
11.3°
764
52%
7.2
227°
20.04
12:00
13.7°
764
40%
7
225°
20.04
15:00
14.7°
765
38%
6.8
232°
20.04
18:00
12.9°
766
50%
3.9
240°
20.04
21:00
8.8°
767
62%
2.7
236°
21.04
00:00
7.2°
769
66%
1.9
266°
21.04
03:00
5.6°
770
69%
1.8
323°
21.04
06:00
6.1°
770
69%
1.6
22°
21.04
09:00
11°
770
48%
2.6
69°
21.04
12:00
13.2°
770
40%
3.6
87°
21.04
15:00
15.1°
769
37%
4.9
62°
21.04
18:00
13.5°
768
49%
3.9
67°
21.04
21:00
11.1°
768
59%
4.9
72°
22.04
00:00
9.9°
767
63%
4.8
81°

Примечание: Обновление прогноза погоды производится через каждые 3 часа.

История деревни Важнангер

В верхней части деревни (Кушыл вуй), напротив через овраг, на правом берегу реки Важнангерка расположена деревня Артюшкино, упоминаемая в источниках XIX века как «Важнангер Артюшкина тож». Напротив нижней части (Ул вуй) деревни, через реку Малая Сундырка, возвышается славная своим историческим прошлым легендарная Сторожевая гора «Аламнер» (высота около 100 м) с лесопосадками и поперечными склонами лесистого оврага Ормок карем, а также зигзагами поднимающейся в гору грунтовой дорогой в сторону деревни Шартнейка и села Кузнецово.

После заполнения водой плотины Чебоксарской ГЭС и затопления полей, обширных пойменных лугов, озер, речек и перелесков, деревня Важнангер оказалась всего в 1,5 км от реки Волга, где водная гладь до противоположного берега местами доходит до 20 км. Большая вода принесла большую беду.

В окрестностях деревни исчезли животноводческая ферма с большим поголовьем дойных коров, «лесопильный завод» (пилорама), электрическая мукомольная мельница, зерноток, гараж третьего отделения совхоза «Сила», кузница, общественная столовая, большой колхозный сад, заложенный фронтовиком Игнатием Дмитриевичем Казаковым.

Обезлюдело старинное село Малый Сундырь, расположенное в 1 км от деревни. Заметно нарушилась экология, ухудшился микроклимат, изменились местная флора и фауна, резко ограничились благоприятные возможности ведения традиционного уклада крестьянской жизни, под угрозой гибели оказались сельское кладбище и многочисленные памятники истории и культуры.

Происхождение названия деревни Важнангер обычно связывают с одноименной речкой, где марийское слово важын означает «развилистый», а ангыр — «ручей», «речка», что переводится как «развилистый ручей». Иначе говоря — «деревня у развилистого ручья». Другая точка зрения связывает происхождение ее названия от марийских слов важ, важангаш, означавших «корень», «пустить корни», «основать», «осесть на каком-либо месте» и ангыр — «речка», что в целом переводится как «деревня, основанная у речки».

Согласно преданиям, деревню Важнангер, ее верхний конец, основали несколько семей, перешедших из исчезнувшей деревни Соланыр, когда-то существовавшей в 1 км в ложбине левой стороны оврага Кого Капан карем, известной до сих пор под названием Кож лап (в переводе с марийского кож — «ель»; лап — «низина», «ложбина»). До сегодняшнего дня в этой местности видны следы конфигурации жилых и хозяйственных строений и грунтовой уличной дороги.

Тут же на расстоянии 50 м у небольшого оврага Тадар карем сохранились остатки древнего марийского языческого мольбища и жертвенника, известного в исторической науке как «Важнангерский жертвенник». Кроме освоенных лесов, превращенных в поля, здесь же недалеко от Кож лапа имелись родниковый ключ для питья и совершения различных обрядов, а также древний языческий могильник с обнаруженными там монетами XVI-XVII веков.

Впервые «околодок Важнангер», относящийся к церковному приходу села Троицкое Малый Сундырь Акозино тож, в архивных источниках упоминается в 1821 года. Ранее, в 1820 году, это поселение упоминалось как «околодок Никифоркин», видимо, по имени его первооснователя. Жители деревни были представлены марийскими государственными крестьянами, крещеными в православие в середине XVIII века.

В 1821 году деревня состояла из 20 дворов с 69 мужчин и 76 женщин. Среди дворохозяев упоминались фамилии крестьян Сергея Сидорова (68 лет), Григория Яковлева (58 лет), Якова Иванова (25 лет), Петра Иванова (74 лет), Ивана Ларионова (71 год) и других. Самой пожилой жительницей была «вдова Матрена Владимирова», солдатская мать, в возрасте 92 лет.

По данным 1865 года в деревне проживали «казенные из черемис крестьяне» в 22 дворах общей численностью в 294 человека (141 мужчин, 153 женщин). Деревня входила в Паратмарскую, позднее в Кожваш-Сигачкинскую волости. В 1890 году, по сведениям волостного правления Виловатовражской волости, в околодке Важнангер (Артюшкин) имелось 43 двора с населением численностью в 221 человек (99 мужчин и 122 женщины). Увеличение дворов было в основном связано с ростом населения и семейными разделами.

Подробное описание строений марийского двора этой деревни второй половины XIX века оставил известный финский этнограф Аксель Хейкель, который во время своей экспедиции в Поволжье и Приуралье, осенью 1884 года побывал в деревне Важнангер. В своей книге «Постройки черемис, мордвы, эстов и финнов», изданный в Хельсинки в 1888 году он писал:

«Сейчас и черемисские избы все чаще строят на русский лад. Но этот порядок у черемисов еще не полностью прижился. Избы, построенные в более ранние сроки, были построены в беспорядке, так что часто стены одного строения были продолжением другого. Отдельные такие беспорядочные дома встречал я там и тут в деревнях горных черемисов.

Среди других строений — территория такого беспорядочно построенного двора горных черемисов, где ограничено пространство двора и избы. Как и другие строения, дома беспорядочно стоят на дворе (а не так, как по-новому стилю — вдоль улицы). Это мы видим на рисунке 76, где дан ситуационный план одного двора в деревне Важнангер около села Троицкое.

Дом находится у подножья возвышенности, известного под названием Малый Сундырь на берегу Волги между Козьмодемьянском и Чебоксарами, где у Волги имеется бухта шириной в 3-4 версты, где луга затапливаются весенним половодьем наполовину. Ворота выходят на улицу.

На рисунке 77 мы видим расположение жилой избы этого дома. Левее мы видим скотный двор соседнего дома (рисунок 76). Жилая изба с другой стороны видна и на рисунке 78, где из нее на крыльцо вышла черемисская женщина, и справа от нее находится угол скотного двора. Кудо, клеть и погреб с конусной крышей, около которой лежит большой рыболовный сачок и часть жилой избы мы видим на рисунке 79, на котором за клетью и погребом мы видим скотный двор, который отгораживается от нас частью территории двора, где стоит под навесом четырехугольная телега или тарантас (рисунок 77). Левее от кудо, на другой стороне двора на рисунке 79, мы видим ригу горных черемисов, форму которой мы видели на рисунке 1″.

В 1897 году в деревне Важнангер, находившейся в Первом Троицком сельском обществе, в 41 дворе проживало 204 человек (99 мужчин, 105 женщин), соответственно в 1915 году — в 50 дворах — 251 человек обоего пола. В 1919 году в деревне числилось 47 дворов с населением в 267 человек (124 мужчин, 143 женщины), в 1921 году — 42 двора численностью в 209 человек (86 мужчин, 123 женщины); в 1929 году — 43 двора с числом жителей 227 человек ; в 1940 году соответственно — 50 дворов (252 человек), в 1948 году — 47 дворов.

Традиционно жители деревни занимались в основном хлебопашеством и домашним животноводством, отчасти садоводством, огородничеством, рыболовством, пчеловодством, корзиноплетением, мукомольным, бондарным и другими промыслами. В современных условиях основными источниками жизнеобеспечения жителей являются продукты, полученные ими со своих приусадебных участков (картофель, огородные культуры, ягоды и фрукты) и покупаемые в сельском или городском магазинах (хлеб и прочее).

По данным 1890 года, во владении крестьян деревни Важнангер имелось 210 десятин пахотной земли и 75,6 десятин сенокосных угодий «в лугах» в прибрежной полосе реки Волга вблизи озер Криуши, Ходор йар и Ыдыр йар. Собственным инвентарем вели земледельческое хозяйство 41 дворохозяин, в пользовании которого было 78, 5 надела, а наймом лошадей — 2 дворовладельца с 3 наделами.

В том же году в деревне содержали 90 лошадей, из них 60 рабочих лошадей; 152 головы КРС, в том числе 54 дойных коровы; 288 овец, свиней и другой домашней живности и птиц. Некоторые семьи имели по 3 лошади (1 двор), другие по 2 лошади (17 дворов), третьи — по 1 лошади (23 двора), четвертые были безлошадными (2 двора). Согласно данным 1898 г., при околодке Важнангер имелось «два кирпичных завода» — сарая и ветряная мукомольная мельница.

Советское время

По первичным материалам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1920 года, в пользовании единоличных хозяйств деревни Важнангер в общей сложности находилось 29 десятин озимой пашни, 20 десятин в яровом поле и 22 десятин в «пару», 1,25 десятин конопляников, «капустников» и других угодий, а также 24,25 десятин «поемного сенокоса».

Пашня и сенокосы делились по «едокам». Согласно экономической характеристике, в деревне «безземельных нет», озимые посевы, засеянные рожью, были разделены на 28 полос; яровое поле было засеяно ячменем (20 полос), овсом (6,5 полосы), полбой (1 полоса). Под огородами было занято 3 десятин.

В каждом из 2 крестьянских садов было более 20 плодовых деревьев, а в пяти садах — менее 20. В двух пчельниках имелось 7 ульев. Поголовье рабочих лошадей составляло 47 единиц, а жеребят — 10, соответственно коров — 49, быков — 2, телят — 52, овец — 153, свиней — 29. По социальному составу бедняков было 76, середняков — 123, «буржуазии» — нет.

Размеры земельных наделов в 1925 году колебались от 1,53 десятин до 4,35 десятин на один двор. Мукомольный промысел был представлен владельцами двух ветряных мельниц, принадлежавших в 1922 году: первая — В. Александрову и А. Лаврентьеву, вторая — И. Данилову и П. Максимову. До революции, в 1913 году их владельцами были Петр Максимович Максимов и Иван Данилович Данилов.

В 1921 г. в деревне была открыта изба-читальня. Из сельскохозяйственных орудий у «граждан» деревни Важнангер Новотроицкой волости в 1919 году имелось 40 сох, 6 борон, 50 кос, 61 серп и 2 веялки.

В 1921-1931 годах деревня была в составе Мало-Сундырского района Козьмодемьянского кантона, с 1931 года — Мало-Сундырского, с 1955 года — Усолинского, с 1960 года — Виловатовского сельского совета Горномарийского района.

Накануне массовой коллективизации за единоличными крестьянскими хозяйствами деревни Важнангер Мало-Сундырского сельского совета в 1929 году имелось 109 десятин пашни, 24 десятин лугов, 43 лошади, 63 коровы, 52 теленка, 226 овец, 1 коза, 24 свиньи и разная домашняя птица. Эти производственные мощности стали основой деревенского коллективного хозяйства, созданного 8 февраля 1930 года.

Первым председателем важнангерского колхоза «Сотерн» стал крестьянин этой же деревни Вениамин Миронович Шестаков. По словам старожилов, многие с большим сомнением записывались в колхоз, а некоторые лишь спустя 6-7 лет со слезами отводили своих лошадей на колхозный двор. В первые годы колхозного строительства некоторые селяне были репрессированы.

В годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны жители этой деревни, как и другие советские люди, чем могли и как могли помогали фронту. Из числа уроженцев деревни Важнангер 45 призывников воевали против фашистской Германии и милитаристской Японии. Из их числа 23 человека погибли, с фронта вернулись 22 человека. Среди них рядовой Герасим Алексеевич Иванов, сержант Иван Васильевич Шмаков, лейтенант Николай Иванович Данилов и др.

Оставшиеся в тылу трудились не покладая рук. В годы войны объединенный колхоз «Первое мая» (образован путем слияния колхозов «Сотерн» и «Валгыды» села Малый Сундырь) возглавила учительница Мало-Сундырской школы Елизавета Мироновна Шестакова. Под ее руководством колхоз занимал передовые позиции, оказывал фронту посильную продовольственную помощь, внес немалые деньги на строительство именного боевого самолета.

По данным колхозного правления, расположенного в деревне Важнангер, в 1943 году в колхозе «Первое мая» числилось 138 дворов, 425 жителей (из них трудоспособных мужчин 16 лет и старше — 58 человек, трудоспособных женщин 16 лет и старше — 254 человека, подростков — 113 человек). Были созданы 3 полеводческие и 1 огородная бригады. Имелось 63 рабочих лошади, 107 голов КРС, 63 свиньи, 51 овца, 164 шт. птиц.

Из сельскохозяйственных орудий в колхозе было 38 конных плугов, 3 бороны, 8 сеялок, 3 сенокосилки, 2 конных граблей, 3 жатки, 5 молотилок, 6 конных приводов, 7 веялок, 1 зерновая сортировка, 1 опрыскиватель, 1 опылитель, 2 соломорезки, 1 силосорезка, 2 сепаратора. На 1 трудодень начислялось в среднем денег — 3 р. 23 коп., зерна — 1,48 кг, картофеля — 4 кг, овощей — 0,93 кг, сена — 2 кг, соломы — 3,6 кг.

Кроме повседневных колхозных работ, женщины и подростки привлекались на строительство оборонительной укрепленной линии вдоль левого побережья Волги, на рубку леса и сплав плотов. Среди них Александра Федоровна Шмакова (1918 г.р.), Александра Степановна Иванова (1920-1969) и другие.

Послевоенные годы

В послевоенные годы жители деревни Важнангер трудились на своих приусадебных участках и различных колхозных работах полеводами, овощеводами, садоводами, животноводами, рыболовами в составе укрупненных колхозов «Прогресс» (с 1950 года) и «Сила» (с 1960 года). Среди них хлебороб, бригадир седьмой полеводческой бригады, фронтовик, кавалер орденов Отечественной войны I и II степеней Михаил Иванович Данилов (1924 г.р.) и другие.

Улучшение материального благосостояния жителей в 50-80-е годы XX века сопровождалось появлением в деревне сетевого радио и электричества (1959 год), функционированием общественной бани (1959-1972), проведением водопровода (1969 год.). Купленный в 1961 году всей деревней в складчину первый телевизор «Неман», установленный в обширной деревянной «Пожарной сторожке» с башней («Пекет порт»), на целое десятилетие стал самым притягательным местом и центром культурно-спортивной жизни и деревенского общения.

Исправную работу деревенского телевизора обеспечивали связист — электрик Георгий Алдынов и пожарный, участник войны Алексей Гаврилович Шестаков. Последний выполнял работу и в качестве мельника ветряной мукомольной мельницы, перевезенной в свое время в Этнографический музей под открытым небом города Козьмодемьянска. В 2002 году началась газификация деревни.

По состоянию на 01.01.2001 года деревня состояла из 42 дворов (47 мужчин и 67 женщин). Основными источниками жизнеобеспечения населения являлись приусадебные участки и личные подворья. Лишь несколько человек работали в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Сила» и птицефабрике «Горномарийская».

Жители выращивали картофель, овощи, ягоды и фрукты. Имели сады (яблони, вишни, сливы) и огороды (лук, чеснок, капуста, морковь и др.). Содержали домашний скот (23 коровы, 18 свиней, 19 овец) и птиц (гуси, утки, куры). Несколько человек занимались рыболовством и рукоделием. Излишки продуктов реализовывали на рынке и скупщикам.

История противопожарной службы

В ряду памятных достопримечательностей и событий деревенской истории следует отметить организацию противопожарной службы, существовавшей в деревне Важнангер более 130 лет, начиная с середины XIX века.

По данным 1890 года, в ней имелся пожарный сарай, где было 3 телеги, 2 саней, 2 бочки, 3 багра, 1 ухват, 1 лестница, 2 ведра, организовано дежурство. В 1971 г. в пристрое «Пожарной сторожки» в постоянной готовности стояли несколько пароконных подвод с ручными помпами, мотопомпой и другими инструментами.

Пожарная служба в целом справлялась со своей основной задачей. Этому способствовали и ночные караулы очередников. Вместе с тем, пожар 1924 года из-за сильного ветра вовремя не удалось локализовать. Накануне Троицы, 14 июня дотла сгорели 17 дворов с надворными постройками и семенными фондами.

Среди погорельцев пострадали дворовладельцы Дарья Чугунова, Николай и Павел Артюшкины, Ефим и Алексей Ерофеевы, Алексей Иванов, Василий Шмаков, Семен Изинкин, Евгения Александрова, Александр, Максим, Трофим, Гаврил и Алексей Шестаковы, Василий Алдынов, Федор и Семен Артюковы, Владим Медведев и Анна Ефимова.

В статье «Братская помощь погорельцам» от 17 июля 1924 года, напечатанной в «Бюллетне-газете» Марийского облисполкома, отмечалось, что «14 июня, днем в деревне Важнангер, Виловатовражской волости, пожаром уничтожило 17 дворов и почти весь яровой семенной материал.

На другой же день граждане древень Нижние и Верхние Шелаболки пожертвовали в пользу погорельцев около 30 пудов семенного ячменя и много разных вещей. Большое спасибо шелаболтянам за братскую помощь пострадавшим. Другие селения, следуйте их примеру!».

Фамилии и имена

Уроженцы деревни Важнангер проявили себя не только в крестьянском труде, но и в других сферах. Так, деревенский умелец, крестьянин Ефим Петрович Соловьев с успехом продемонстрировал в 1909 году собственную модель ветряной мельницы на Казанской международной выставке.

Замечательным бондарем и столяром был Алексей Иванович Иванов, участник первой мировой и гражданской войн. Родившийся в этой деревне Федор Данилович Данилов (псевдоним — Важмар, 1892-1941) имел здесь двухэтажный полукаменный дом с постройками. Проявил себя как разносторонний человек: просветитель-педагог, редактор и переводчик. В свое время окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию, Восточно-педагогический институт (город Казань) и Марийский педагогический институт.

В 1920-1930-е годы. был известен как редактор газеты «Кыралшы» («Пахарь»), автор учебников по марийскому языку для младшеклассников, методических статей и рассказов, переводчик на марийский язык сельскохозяйственной литературы. Работал в различных школах, Горномарийского роно и педтехникуме. Выступал за установление норм литературного языка. В 1937 году был безвинно репрессирован и погиб в ссылке.

Его супруга Антонина Николаевна Данилова, работавшая сельской учительницей с 1918 года, за свой подвижнический труд была награждена орденом Ленина и в свое время встречалась с Н.К. Крупской. В 1951 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы МАССР».

Врач Александр Михайлович Данилов длительное время возглавлял профсоюз медицинских работников Горномарийского района. Трагически погибший полеводческий бригадир и самодеятельный поэт Иван Георгиевич Данилов (1950-1975) был известен как один из талантливых молодежных активистов.

Учительница Наталья Вениаминовна Сильдушкина за свой труд в качестве организатора молодежного и школьного движения была награждена Почетной грамотой Республики Марий Эл. Уроженцами этой деревни являются учитель Борис Герасимович Иванов, связист Илья Герасимович Иванов и Аркадий Герасимович Иванов, выпускник Казанского университета, работает в Подмосковье; преподаватели Марийского государственного университета — доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории, проректор по научной работе (1999-2003), заслуженный деятель науки и лауреат Государственной премии РМЭ, почетный работник высшего профессионального образования и заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Ананий Герасимович Иванов; кандидат исторических наук, доцент Алексей Ананьевич Иванов и старший преподаватель Роза Аркадьевна Стенькина (Ванюкова).

Выпускник Марийского государственного университета Василий Петрович Семякин работает в Оршанском педагогическом колледже. Мастером на все руки был Иван Вячеславович Шестаков (1954-2002).

В деревне распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Алдынов, Аргамак, Артюков, Артюшкин, Бочкарев, Данилов, Ерофеев, Захаров, Зубков, Иванов, Игошкин, Изинкин, Ильин, Йорданов, Ишалев, Кольцов, Лукоянов, Матвеев, Медведев, Мишаков, Никитин, Саватеев, Сарамбаев, Семякин, Сильдушкин, Скворцов, Соловьев, Стенькин, Тимофеев, Чернов, Чугунов, Шестаков, Шмаков, Шолкин и др.

Оцените статью
12gis.ru