Звенигово — город в Марий Эл

Населенный пункт
Прогноз погоды, сведения о недвижимости и история города Звенигово, центра Звениговского района Марий Эл, основанного в 1860 году как механические мастерские.

Город Звенигово является административным центром муниципального образования «Звениговский район» и расположен в 88 км южнее столицы Республики Марий Эл — города Йошкар-Олы.

Общие сведения огороде Звенигово

Ниже представлена карта со спутниковыми снимками, рельефом местности и кадастровым делением. В таблицах приведены некоторые сведения огороде Звенигово, взятые из открытых источников, список кадастровых кварталов на данную территорию населенного пункта и прилегающую местность.

Погода на 5 дней вгороде Звенигово

19.04
15:00
25.3°
753
48%
7
188°
19.04
18:00
23.6°
753
52%
4.7
181°
19.04
21:00
19°
755
62%
5.9
231°
20.04
00:00
14°
758
89%
6.5
193°
20.04
03:00
11.2°
761
74%
4.9
240°
20.04
06:00
9.1°
763
73%
4.7
236°
20.04
09:00
12°
764
56%
4.7
252°
20.04
12:00
14.5°
766
45%
4.2
246°
20.04
15:00
15.7°
767
41%
4.1
248°
20.04
18:00
13.4°
767
55%
2.3
283°
20.04
21:00
10.2°
768
60%
1.1
316°
21.04
00:00
8.8°
770
64%
1.7
357°
21.04
03:00
6.6°
771
76%
2.1
20°
21.04
06:00
7.4°
772
74%
2.4
47°
21.04
09:00
13.5°
771
46%
6
77°
21.04
12:00
16.6°
771
36%
6.3
81°
21.04
15:00
17.4°
770
39%
6.4
83°
21.04
18:00
15.2°
770
54%
5
86°
21.04
21:00
11.9°
770
68%
4.6
79°
22.04
00:00
11.1°
769
72%
5
93°
22.04
03:00
10°
767
77%
3.9
91°
22.04
06:00
10.8°
767
80%
5.2
92°
22.04
09:00
15.2°
766
69%
5.9
110°
22.04
12:00
21.2°
765
56%
6.2
113°
22.04
15:00
22.6°
764
54%
5
127°
22.04
18:00
19.4°
763
73%
4.1
167°
22.04
21:00
15.7°
762
85%
1.3
68°
23.04
00:00
13.9°
762
95%
0.8
55°
23.04
03:00
14.3°
761
94%
2
143°
23.04
06:00
15.2°
760
89%
0.7
303°
23.04
09:00
18.7°
759
73%
2.4
70°
23.04
12:00
22.2°
758
56%
5.6
175°
23.04
15:00
20.5°
757
56%
4.7
204°
23.04
18:00
17.3°
755
72%
2.1
158°
23.04
21:00
13.4°
755
90%
2
134°
24.04
00:00
11.9°
755
94%
1.2
60°
24.04
03:00
10.2°
755
96%
1.1
252°
24.04
06:00
10.2°
755
90%
3.2
285°
24.04
09:00
10.4°
756
86%
1.4
353°
24.04
12:00
9.5°
757
88%
2.6
57°

Примечание: Обновление прогноза погоды производится через каждые 3 часа.

История города Звенигово

Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине XIX века. Появляющиеся в то время одна за другой пароходные компании «По Волге», «Самолет», «Нептун», «Кавказ и Меркурий» и другие, используя с выгодой для себя тот факт, что регионы Волги и Урала еще не были связаны с центром России железными дорогами, ежегодно перевозили по воде сотни миллионов пудов всевозможных грузов.

В 1858 году пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А.П. и С.П. Шиловы. В 1860 году оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом.

Для расширения собственной ремонтной базы и для удобного размещения судов в зимнее время «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, 70 верстами выше города Казани и в 52 ниже города Чебоксары. Хотя затон расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150-200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых и арендовали владельцы «Дружины» 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 году были заложены первые механические мастерские.

Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) — возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение Провой — слово являлось местным вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом. В 3 км к востоку от города Звенигово есть священная роща — кусото Микола курык.

Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и 4 флигеля для мастеровых. В 1863 году здесь работали паровая машина и 4 механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 году это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Работали 4 мастера, которые «при готовой квартире и отоплении» получали в день от 50 коп. до 1 руб. 20 коп. Под их началом находились около 200 рабочих, мастеровых и учеников.

Интересна судьба одного из мастеровых людей А.И. Губырина. Трудовой путь он начал простым подмастерьем, быстро дослужился до механика, а затем стал и управляющим заводом. В 1886-1887 годах по его проекту в Звениговском затоне были построены 3 плоскодонные деревянные баржи с паровыми двигателями и машинными устройствами вместительностью до 60 тысяч пудов груза каждая (всего пароходов у «Дружины» в те годы было 24, барж — до 150). В 1886-1890 годах в затоне на воду было спущено 8 пароходов усовершенствованной Губыриным конструкции.

Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 году при заводе была устроена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая», предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году «Дружина» открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало 3 торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб.

В 1894 году построили колокольню церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. 1907 году — в России к этому периоду назрела революционная ситуация — дела «Дружины» заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И.И. Тет.

После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А.Н. Николаев и лесопромышленник А.Т. Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А.К. Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 года, в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий главный маршал авиации К.А. Вершинин.

С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выселка Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, и крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 году в затоне проживали более 300 человек, ютившихся в земляных бараках. В селении появились улицы Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная. Люди плели канаты, заготавливали мочало, пекли булки, кондитерские изделия. Все эти товары, а также продукция садов и огородов активно продавались и покупались по воскресеньям на местном базаре.

Помимо механического завода, в Звениговском затоне, в том месте, где в 2001 году построили новый авторечвокзал, в 1906-1913 годах работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И.Я. Григорьев.
На берегу реки Волги стояли склады леса со штабелями древесины и пиломатериала. Здесь связывались плоты, ежегодно на баржах и в плотах по реке сплавлялись сотни тысяч кубометров леса. Торговлю вел лесопромышленник А.Т. Зимин.

Чтобы жители затона и ближайших деревень не занимались самовольной рубкой леса, по указанию Чебоксарской уездной управы в 1895 году организовали казенное лесничество, открыли полицейский и земский участки.

В 1902 году двухклассное училище в затоне перешло в ведение земства и стало называться школой. С 1908 по 1912 годы она размещалась в 2-х зданиях: два класса находились в здании церкви на втором этаже, еще два — в частном доме Камболова (улица Вечеркина). В 1918 году церковь сгорела, позднее на ее месте был построен клуб речников.

В начале XX века среди населения затона были распространены эндемический зоб, которым в данной местности в различных населенных пунктах страдало до 80 процентов населения, оспа, скарлатина, трахома и другие болезни. Высокой была смертность. Заводской медпункт размещался в ветхом домике, имел всего лишь 2 койки и долгое время оставался единственным лечебным учреждением на всю Памъяльскую волость.
Некоторые изменения в области здравоохранения в затоне связаны с именем земского врача Е.Г. Алексеева-Ильина, направленного в затон Казанским губернским управлением в 1907 году.

Он неустанно занимался организаторской работой. В 1910 году, воспользовавшись продажей завода новому хозяину, Е.Г. Алексеев-Ильин выхлопотал у Чебоксарской земской управы разрешение на приобретение двухэтажного деревянного дома, в котором ранее жил управляющий заводом и где размещалась его контора. В этом здании он разместил больницу с 10, а позже 25 койками. Евгений Григорьевич, будучи единственным сельским врачом на всю волость, немало занимался и просветительской работой, его часто можно было видеть среди рабочих механического завода, лесорубов, сплавщиков. Он читал лекции на санитарные темы.

Е.Г. Алексеев-Ильин проработал в поселке Звенигово несколько десятилетий, в 1924-1927 годах заведовал Звениговским кантонным здравотделом, в 1951 году награжден орденом Ленина. 7 апреля 1983 года в знак признания его заслуг на здании новой поликлиники Звениговской центральной районной больницы установлена мемориальная доска с барельефом доктора.

Советское время

После Октябрьской революции, в феврале 1918 года, советская власть издала декрет о национализации флота. В 1920 году на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская.
После гражданской войны за возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И.И. Кондаков, К. Чубаров, М.К. Чулков, Н.Н. Гортэ и другие. По их предложению завод стал именоваться «Красный волгарь».

5 октября 1924 года в Звениговском затоне состоялся первый кантонный съезд советов рабочих и крестьянских депутатов. Согласно его постановлению, Звениговский затон стал считаться центром Звениговского кантона и был переименован в рабочий поселок Звенигово. Тогда в нем проживали 611 человек. В 1929 году в поселке начал работать радиоузел. Через год было организовано «Молочное товарное общество», в которое входили 44 хозяйства. Члены артели ежегодно сдавали заводу «Красный волгарь», детскому саду и больнице 3500 литров молока. Для укрепления молочного товарищества были приобретены 9 племенных коров.  Для приезжих открыли дом крестьянина на 20 мест.

По состоянию на 1 октября 1930 года население поселка Звенигово составляло 3392 человека. В поселке действовала фабрично-заводская семилетка. Школа в 1933 году стала средней. К 1930 году в поселке уже имелись 2 больницы, в них работали 9 врачей. В феврале 1931 года открылось Звениговское отделение Госбанка СССР. С первых же дней оно приступило к кредитованию хозяйственных органов, предприятий, торговых организаций и колхозов кантона. В 1931 году образовали Звениговский лестранхоз, а в 1936 году его реорганизовали в Звениговский лесхоз. В 1933 году открылась артель «Волгарец», в которую вошли 2 мастерские по индивидуальному пошиву и ремонту обуви. Был открыт пищекомбинат, выпускавший кондитерские изделия и напитки. В приспособленных деревянных зданиях размещались 2 хлебопекарни, в поселке также работали 2 столовые, баня, 2 парикмахерские.

В 30-е годы в поселке работали 2 детских сада, их посещали 140 детей. В 1936 году во вновь построенном двухэтажном здании открыли начальную школу, впоследствии она стала восьмилетней, а с 1974 года — средней школой N 2. В 1955 году построили каменное здание средней школы N 1, здесь работали заслуженные учителя школы Марийской АССР Татьяна Николаевна Скобелева (1951) и РСФСР (1958), Екатерина Васильевна Ембатурова (1960), Прасковья Трофимовна Михайлова (1966), Тамара Сергеевна Кусакина (1969).

9 октября 1939 года появился приказ о создании Звениговского молочного завода. Сначала это был небольшой цех, который производил молоко разливное, масло сливочное, творог. Из оборудования здесь имелись ручные сепараторы, примитивные маслобойки и прочее оборудование. До начала 60-х годов цех располагался в верхней части поселка в районе Стекольного. Весь производственный процесс происходил в ветхом деревянном здании, работали женщины руками и ногами. Воду брали из колодца, лед для охлаждения рубили в затоне, молочные фляги грузили вручную.

11 февраля 1940 года в боях с финнами геройски погиб кузнец-стахановец, танкист Сергей Николаевич Бутяков, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 24 сентября 1940 года судоремонтному заводу присвоили его имя, в сквере завода установлен памятник-бюст С.Н. Бутякову.

С началом Великой Отечественной войны промышленность поселка перестроили на военный лад. Завод имени С.Н. Бутякова приступил к изготовлению аэросаней и корпусов авиационных бомб. Поскольку сроки были поставлены самые жесткие, на монтаж аэросаней пришлось переводить даже машинные команды флота. Ремонт судов было решено перенести на февраль-март 1942 года. Участки перевели на казарменное положение. Испытания аэросаней по пересеченной местности проводились в ночное время. Как только были готовы первые 35 аэросаней, необходимых для формирования мотобатальона, на завод прибыл его личный состав. После полной комплектации батальона, он своим ходом отбыл на станцию Шелангер — позже звениговцы читали в газете «Известия», как этот батальон бился с фашистами под Москвой. Всего в цехах завода имени Бутякова было изготовлено 80 аэросаней, причем 3 машины бутяковцы собрали на собственные средства.

Новый деревоотделочный цех был переоборудован под изготовление корпусов авиабомб. За сутки изготавливали по 128 бомб весом 100 килограммов каждая. У станочников было хорошо организовано социалистическое соревнование. В теплое время года все основные перевозки завод осуществлял водным путем. Зимой же задача отправки готовых корпусов авиабомб значительно усложнялась. По лесным, занесенным снегом, и без того труднопроходимым дорогам на истощенных колхозных лошадях продукция завода отправлялась на железнодорожную станцию Шелангер. Этим же транспортом на обратном пути на завод доставляли стальное литье и толстолистовой металл. Чтобы сделать транспортабельными тяжелые листы толстолистового металла весом 550-600 килограммов, их на станции разрезали на четыре части. Возчиками были женщины. Палубные команды флота, судокорпусный и литейный цехи с началом весны форсированными темпами вели ремонт судов.

Весной 1942 года завод получил еще одно важное задание фронта. За навигацию нужно было переоборудовать более 10 пассажирских пароходов в плавучие госпитали и санитарные суда. Бутяковцам поручили переоборудовать несколько буксиров в канонерские лодки для Волжской военной флотилии. Кроме этого, завод выпускал плавучие понтоны для переправы военной техники через водные преграды. Как и большинство других трудовых коллективов, бутяковцы помогали фронту не только самоотверженным трудом. Поддержав почин саратовского колхозника Ферапонта Головатого, заводчане собрали средства на строительство самолета «Комсомолец-бутяковец», за что получили благодарственную телеграмму от И.В. Сталина.

Немалый вклад в дело победы над врагом вносили и размещавшиеся в Звенигове предприятия местной промышленности — лестранхоз, райлесхоз, промартель «Волгарец», райпищекомбинат. Перестроив в короткий срок свою работу на военный лад, они освоили производство более 25 видов новой продукции и постоянно перевыполняли планы. Звениговский лестранхоз снабжал завод имени Бутякова лесо- и пиломатериалами. Лестранхоз и лесхоз выпускали для фронта сани, телеги, хомуты и прочее, а также ширпотреб для населения, обеспечивали топливом предприятия, организации и учреждения. Промышленная артель «Волгарец» выполняла заказы по выпуску швейных и сапожных изделий. Бригада рыбаков райпищекомбината в апреле 1943 года дала сверх плана 4 тонны рыбы для снабжения рабочих и воинских частей.

В 1943 году в боях с фашистами отличился бывший воспитанник Звениговского фабрично-заводского училища Никифор Николаевич Марков, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. В его наградном листе указывалось: «В ночь с 25 на 26 сентября 1943 года тов. Марков в составе разведчиков из 19 человек форсировал Днепр в районе Сошиновки. Первым ворвался на правый берег Днепра, вступил в ожесточенный бой с превосходящими силами противника. В течение всей ночи вместе с группой разведчиков вел бой за расширение плацдарма… В ожесточенном бою, неоднократно переходящем в рукопашные схватки, Н.Н. Марков уничтожил девять немцев, в том числе одного офицера, и захватил ручной пулемет…»

Память о погибших в годы Великой Отечественной войны жива. В городе установлены памятник учителям, учащимся, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятный знак в честь кораблей и экипажей Волжской военной флотилии, погибшей в Сталинградской битве, памятник-обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, стела Героям Советского Союза.

Послевоенные годы

После Великой Отечественной войны рабочий поселок Звенигово продолжал развиваться. На заводе имени С.Н. Бутякова появились судокорпусный цех (судоремонтный), хорошие термический и гальванический участки, токарные станки для обработки гребных валов длиной до 8 метров, трубогибочные станки. Параллельно с ремонтом судов на предприятии начало развиваться судостроение: одним из первых заказов было строительство 12 тралботов для прибалтийских республик.

В это время большие изменения проходили и на берегу. Стройучасток Марстройтреста начал строить трехэтажные многоквартирные дома из силикатного кирпича, в 1957 году началось щебение проезжей части улицы Ленина с разборкой ветхих строений у спуска в Нижний поселок. На улицах Школьной, Бутякова возводились восьмиквартирные дома, которые серийно выпускались на Красногорском домостроительном комбинате.

3 февраля 1959 года по улицам Звенигова начал курсировать автобус. Всего на маршрут выводились 2 машины — одна курсировала с остановками от автотранспортной конторы до улицы Стекольной, другая шла от улицы Стекольной до села Красный Яр.

В 1961 году началось проектирование и строительство высоковольтной линии электропередач Памъяльская станция — Звенигово от Единой государственной энергосети. В 1963 году эта линия и головная трансформаторная подстанция в поселке Звенигово были сданы в эксплуатацию.

Звенигово - город в Марий Эл
Звенигово в 1962 году

В январе 1963 года в хозяйственном магазине поселка Звенигово был открыт пункт проката хозяйственных товаров. Преимущества этого вида услуг в первую очередь оценили женщины, с первых же дней установилась очередь на единственную стиральную машину, вскоре пункту проката выделили еще одну стиральную машину.

1 января 1968 года в поселке была создана межколхозная строительная организация «Марколхозстройобъединение». Ее разместили в конторе леспромхоза в трех маленьких комнатах. Весь январь заключали договора с колхозами, был открыт счет в отделении Госбанка, утвердили годовой титул, составили финансовый план. Подготовили документы для отвода земли под строительство собственной производственной базы. Хотя отдела кадров еще не было, начали набирать специалистов ведущих профессий — каменщиков, монтажников и рабочих. Закреплять кадры можно было, только предоставляя людям жилье. После возведения первых объектов, организация принялась и за жилищное строительство. Начали строить четырех- и восьмиквартирные дома по улице Горького. В декабре 1971-го сдали в эксплуатацию 40-квартирный дом (N 45 по улице Ленина).

Накопив определенный опыт, организация приступила к строительству 70-квартирных домов. В районном центре не хватало объектов соцкультбыта, было решено размещать их во встроенно- пристроенных вариантах. Так в Звенигове появились детская библиотека, аптека, молочная кухня, радиотелевизионная мастерская.

10 июля 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего поселка Звенигово в город районного подчинения с сохранением прежнего наименования. В городе Звенигово было построено 13 двухэтажных кирпичных домов, 13 трех- и пятиэтажных домов и 1029 одноэтажных деревянных домов — всего 109260 квадратных метров жилой площади. Население составляло 10758 человек, в том числе 4453 рабочих, 1412 служащих, 79 колхозников.

В молодом городе имелись леспромхоз (создан в 1943 году на базе райпромкомбината), мехлесхоз, дорожно-строительное управление, комбинат бытового обслуживания, автотранспортное предприятие (основано в 1963 году), 2 строительные организации — ПМК-90 «Волжскпромстроя» и ПМК «Марколхозстройобъединения». В городе также находились базы Сосновского спецотделения «Марагрохимобъединения», ПМК управления «Марводэксплуатация», ПМК треста «Марсельхозмонтаж». В 1971 году прорабу Звениговской межрайонной строительной организации Елене Иосифовне Субботиной было присвоено звание «Заслуженный строитель Марийской АССР».

Торговлей в городе занимались 28 магазинов на 60 рабочих мест, работали 5 предприятий общественного питания. Город располагал двумя больницами на 295 коек, в которых работали 46 врачей, 2 средними школами, школой-интернатом, профтехучилищем. В Зве-нигове функционировали дом культуры, клуб речников, дом пионеров, детская музыкальная и детская спортивная школы. Для малышей были открыты 5 детских садов.

В состав города также входили деревни Шелангуш, Сергушкино, Чуваш-Отары, переданные в 1973 году. Однако через несколько лет, после того, как численность населения в районном центре достигла 14 тысяч человек, деревни вновь были возвращены в административное подчинение Красноярскому и Исменецкому сельсоветам. В 1974 году в городе Звенигово начало выпускать продукцию еще одно промышленное предприятие — нынешний завод «Зонд». В его цехах первоначально изготавливались лабораторные зажимы, селеновые выпрямители, датчики. Первая продукция была отправлена на головной завод в город Йошкар-Олу 18 августа.

Небывалый в истории отечественного речного флота эксперимент осуществил в навигацию 1975 года экипаж теплохода «ОТ-2055» из Звениговского затона под командованием капитана Николая Ильича Вечеркина. Вечеркин доказал, что при неизменной мощности теплохода-толкача в 2000 л.с. можно втрое увеличить грузоподъемность речного состава. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Н.И. Вечеркину была присуждена Государственная премия СССР. С тех пор все суда подобного типа на Волге стали работать по методу звениговского капитана.

В декабре 1976 года марку звениговских судоводителей поддержали звениговские судостроители — Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР присвоил высшую оценку, Государственный Знак качества, буксиру-толкачу «Волгарь», построенному на заводе имени С.Н. Бутякова.

В 1974 году в районном центре началось строительство центральной больницы. Нужно было снести 13 частных домовладений. Это вызвало большие споры. Пригласили главного инженера института «Марийскгражданпроект». Нашли другой вариант — весь планшет застройки объекта перенесли на 36 метров в сторону и снесли 5 хозяйств. Строительство начиналось при главвраче К.И. Сабирове, а закончилось лишь при А.Н. Липатове. В 1981 году был сдан первый корпус с поликлиникой, а в 1982 году — инфекционное отделение.
В 1976 году в Звенигове открылся цех N 10 Йошкар-Олинского завода «Контакт», в котором трудились 220 человек.

В том же году в строй действующих вошла центральная котельная. В 1983 году началось строительство нового водозабора в районе деревни Сергушкино мощностью 9 тыс. кубометров питьевой воды в сутки. В 1988 году строители приступили к возведению новых очистных сооружений мощностью 7,2 тыс. кубометров в сутки, ввод которых осуществился в 1994 году.
Еще в 1970 году в Звенигове началось реконструкция пекарни, которая в дальнейшем превратилась в крупный хлебокомбинат.

С 1989 года началось строительство нового производственного корпуса Звениговского молочного завода для переработки 60 тонн молока в смену. Провели его техническое перевооружение и на тех же площадях появилась возможность перерабатывать 100 тонн молока. Такого количества сырья в районе, правда, не производилось — переработчики стали закупать молоко в соседних районах, областях и республиках. Гормолкомбинат постепенно превратился в мощное, стабильно работающее предприятие. К 2000 году он производил 23 наименования продукции, некоторые виды которой были отмечены медалями Всероссийских конкурсов. Вся молочная продукция в продажу поступала в современной упаковке из синтетической пленки. За опытом в Звенигово все чаще и чаще стали приезжать коллеги из других регионов России.

В 1991 году в городе открылся центр досуга и культуры «Голубая мечта». В самом начале 90-х годов в Звенигове начали восстанавливать Свято-Никольскую церковь. Многие жители города и окрестных деревень взялись за работу безвозмездно. В августе 1993 года строители приступили к наружным реставрационным работам в здании церкви, которое в годы советской власти было передано дому пионеров. 23 сентября того же года над церковью вознесся купол с крестом.

В 1995 году вступил в действие ретранслятор, позволяющий жителям города смотреть передачи ГТРК «Марий Эл». В конце 90-х был введен в эксплуатацию новый узел электросвязи с АТС на 5000 номеров, что позволило снять проблему установки телефонов. Была проведена газификация индивидуального сектора, газифицировано более 400 домов.

В 90-е годы XX века в городе Звенигово, как и во всех других городах, появились частные магазины. Одним из самых известных здесь предпринимателей стал местный житель Ф.В. Керимов. Первый свой магазин он купил в 1994 году, второй взял в аренду, третий в 1996 году купил, четвертый, самый большой, построил в 1998 году, предоставив работу более 30 горожанам. Развитие предпринимательства помогает городу пополнять казну.

В год двадцатипятилетия, отмеченного в 1999 году, Звениговский завод «Зонд» активно искал выход из экономического тупика, в котором пребывал последние пять-шесть лет: в 1993 году здесь было прекращено производство полупроводниковых приборов, а в 1995 году резко сократился выпуск умножителей напряжения и трансформаторов для телевизионных заводов. С учетом имевшегося опыта изготовления высоковольтных трансформаторов заводчанами была предпринята попытка внедриться в число поставщиков катушек зажигания для Горьковского автозавода.

В декабре 1998 года это изделие было поставлено на конвейер. Отработанные в процессе освоения производства катушек зажигания методы организации работ, способы привлечения инвестиций использовались для развития других направлений. К 2004 году выпуск промышленной продукции на заводе был прекращен. Предприятие находилось в конкурсном производстве, на его площадях разместилось общество с ограниченной ответственностью «Котран» с сохранением профиля производства завода.

В октябре 1999 года в городе Звенигово построен самотечный канализационный коллектор. В 90-е годы десятки звениговцев участвовали в двух чеченских войнах. 30 декабря 1999 года в городе Грозном во время штурма позиций боевиков в составе роты мотострелков смертельное осколочное ранение получил девятнадцатилетний звениговчанин Алексей Волков. Он скончался 4 января 2000 года в госпитале города Моздока.

С целью сохранения и развития национальной культуры, истории Звениговского района 22 февраля 2000 года в здании бывшего отдела образования был открыт районный краеведческий музей. В процессе становления и укрепления материально-технической базы музея немалую помощь оказали такие предприятия, как ОАО «Зеберс», завод «Зонд», Звениговский ГМК, завод имени Бутякова, совхоз «Звениговский» и другие трудовые коллективы. Только в первый год работы музея была организована и проведена 41 школьная экскурсия. Историческими памятниками города являются здание первой больницы кантона — построено в 1889 году, здания отдела главного механика и «Караванки» — построены в 1892 году, здание первой школы поселка Звенигово — построено в 1902 году. Археологическими памятниками являются Большая Гора-святилище, Звениговское селище и две Звениговские стоянки.

В апреле 2001 года одна из старейших улиц города — Кооперативная — была переименована в честь капитана Н.И. Вечеркина. В 2003 году в городе Звенигово МУП «Звениговстрой сервис» сдал в эсплуатацию первый шестиэтажный дом жилищного строительного кооператива «Онар». В 2004 году городу Звенигово исполняется 30 лет. Улицы асфальтируются, строятся новые дома, идет подготовка к празднику.

Оцените статью
12gis.ru